|
ХРАМ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ В ТРОИЦКОМ-ГОЛЕНИЩЕВЕ ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
КРАТКОЕ РУКОВОДСТВО для крещаемых и восприемников ПО ПОДГОТОВКЕ К ТАИНСТВАМ СВЯТОГО КРЕЩЕНИЯ И МИРОПОМАЗАНИЯ –––…––– Дорогие братья и сестры, ввиду часто встречающихся недоумений в вопросе подготовки к таинствам Крещения и Миро-помазания, просим Вас прочитать настоящее руководство, имеющее целью предупредить некоторые недоумения и ознакомить Вас с основными требованиями, порядком и последовательностью совершения этих Таинств. “Кто будет веровать и крестится, спасен будет” (Мк.16,16). По слову Священного Писания, для желающего принять Крещение прежде всего необходима вера. Это подразумевает также необходимость знать во что мы верим, знать и понимать, в частности, Символ Веры (см. стр.5). Если крестится младенец, то это требование относится к восприемникам.Восприемники (крестные) должны быть православного вероисповедания. Они принимают на себя попечение о научении вере и духовно - нравственном возрастании крестника, должны молиться за него, наставлять добрыми советами и благословлять при важнейших случаях и переменах в его жизни. В случае смерти родителей крестника они берут на себя обязанность его воспитания. Если нет возможности иметь двух крестных, допустимо наличие одного (крестного отца – для мальчика, крестной матери – для девочки). Записать кого - либо восприемником заочно, т.е. без присутствия его на Крещении можно только в исключительном случае, и то только если на Крещении будет присутствовать другой восприемник, одного пола с крещаемым. При крещении взрослого человека наличие крестных желательно, но не обязательно. Восприемником не может быть кто-либо из родителей крещаемого, а так же муж, или жена крещаемого. Восприемники не могут вступать в брак со своими крестниками. Также не принято, чтобы восприемники состояли между собой в брачной связи, или вступали в нее (крестный отец и крестная мать не могут быть мужем и женой).В крещении человек получает христианское имя. Если имени, которое он носил до крещения, нет в православных святцах, выберите ему другое имя (можно посоветоваться со священником). Если же крещаемый и до крещения носил христианское имя, то оно не изменяется. Как крещаемому (если он взрослый), так и восприемникам необходимо осознанное восприятие всех положенных при Крещении и Миропомазании священных обрядов, имеющих глубоко знаменательный смысл. Предлагаем Вам краткое описание совершающихся священнодействий с объяснением их назначения и смысла. ЗНАЧЕНИЕ ОБРЯДОВ ПРИ СОВЕРШЕНИИ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ
Прежде самого чина Крещения над крещаемым совершается заклинание, производимое чтением заклинательных молитв и дуновением на него с произнесением слов: “Изжени (прогони) из него всякаго лукаваго и нечистого духа, сокрытаго и гнездящагося в сердце его”. После этого крещаемый должен словесно засвидетельствовать свое отречение от прежней жизни под темной властью сатаны, свое сочетание (соединение) со Христом, и свое православное исповедание веры. Во время крещения младенцев за них должны говорить и действовать восприемники (восприемник одного пола с крещаемым держит младенца на руках).Отречение от сатаны сопровождается обращением крещаемого на запад, как страну тьмы, где исчезает дневной свет. Священник трижды спрашивает крещаемого: “отрицаешься ли сатаны, и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его?”. Крещаемый должен говорить, а за младенца – восприемники: “Отрицаюсь”. Затем, когда священник трижды спрашивает: “Отреклся ли сатаны?”, нужно отвечать: “Отрекохся” (т.е. отрекся). Отречение от сатаны и отвращение от темных дел его крещаемый, а за младенца – восприемники выражают видимым действием: дуют и плюют на сатану. Обращаясь на восток, откуда появляется солнце, служащее образом Христа, истинного Солнца Правды, крещаемый на троекратный вопрос священника “Сочетаваешилися Христу?” (т.е.: соединяешься ли со Христом?) трижды отвечает: “сочетаваюсь”, (т.е.: соединяюсь). На вопросы: “Сочетался ли Христу?” и “Веруеши ли Ему?” отвечает: “сочетахся” (т.е.: соединился) и “Верую Ему, яко Царю и Богу” и вслух читает Символ Веры. После этого крещаемый видимым действием выражает свою веру и любовь к Богу: со словами “Покланяюся Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и нераздельней” он делает поклон перед иконой Господа. Многократные вопросы и ответы на них выявляют решимость крещаемого твердо и неуклонно всегда следовать по пути спасения за Христом и до конца жизни быть верным обетам, данным при Крещении. Далее следует сам чин Крещения. Все присутствующие зажигают свечи и держат их как символ радости и духовного просвещения. Священник совершает освящение воды. При этом произносятся особые прошения и молитвы об освящении воды (по тому же чину, что и на Великом Водосвятии на праздник Крещения Господня) и о духовном просвещении крещаемого. Святую воду священник помазывает освященным елеем (маслом). Затем тем же елеем помазывает крещаемого. К этому моменту младенца необходимо полностью раздеть. Если крестится взрослый, все кроме священника выходят из крестильни, а крещаемый раздевается полностью в знак отречения от смрадных и ветхих риз греховных страстей и того, что он желает облечься в светлую ризу благодати Христовой. Наконец, священнодействие Крещения завершается таинственным погружением крещаемого в освященной воде троекратно со словами: “Крещается раб Божий [имя] во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святаго Духа, аминь”. Из купели Крещения человек выходит духовно возрожденным, очищенным и освященным Божественною благодатью. Все грехи, совершенные человеком до Крещения, прощаются ради крестных страданий и смерти Господа нашего Иисуса Христа. Видимым знаком невинности и чистоты является светлая одежда (крестильная рубашка), одеваемая на крещаемого. Надевается также крест , непобедимое оружие против врага нашего спасения – диавола (с младенчества христиане носят на себе крест, никогда не снимая его).
ЗНАЧЕНИЕ ОБРЯДОВ ПРИ СОВЕРШЕНИИ ТАИНСТВА МИРОПОМАЗАНИЯ
Возрожденным в таинстве Крещения христианам, как младенцам во Христе (1Кор.3,1), для духовного возрастания и укрепления сил к угождению Богу необходима особенная благодать Духа Святого. Эта благодать (божественная сила), возращающая и укрепляющая к духовной жизни, низводится на крещаемого непосредственно за Крещением в таинстве Миропомазания. Помазание миром не следует путать с обыкновенным помазанием освященным маслом, которое совершается на большие праздники в храме над всеми верующими. Миро, используемое при таинстве Миропомазания, приготовляется особенным образом из елея, вина и многих разнообразных благовонных веществ, знаменующих многоразличные дары благодати, даруемые верующим Духом Святым. Вещество мира приготавливается и варится на Страстной неделе, при непрерывном чтении Евангелия и освящается Святейшим Патриархом в Страстной Четверг на литургии.Таинство Миропомазания совершается с произнесением слов: “печать дара Духа Святаго. Аминь” (см. 2Кор.1,21-22) . Священник помазывает Святым миром чело (лоб) – для освящения ума и мыслей; очи, уши, уста и ноздри, чтобы через эти внешние органы чувств, воспринимающие впечатления внешнего мира, не входило ничто греховное, а только душеполезное и чистое; перси (грудь) – чтобы освятить наши внутренние чувства сердца, чтобы они также не были греховными; руки – чтобы творить ими добрые дела; ноги – чтобы ходить путями Господними. Далее следует троекратное хождение новокрещенного с восприемниками вокруг купели с пением: “Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся.” (Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал.3,27)) и чтение Священного Писания: слова апостола Павла о Крещении (Рим.6,3-11) и повеление Господа ученикам всюду проповедовать и крестить все народы (Мф.28,16-20). Далее священник совершает омовение тех участков тела новокрещенного, которые были помазаны святым миром. Делается это для предохранения святого мира, чтобы оно не попадало на одежду или на окружающие нас вещи, предметы обихода. Последний обряд, совершаемый при Крещении – пострижение власов (волос). Священник подстригает кончики волос на голове новокрещенного с молитвой о ниспослании Божьего благословения на его главу. –––––– …––––––
Для матерей младенцев, достигших сорокадневного возраста священник читает особые очистительные молитвы (до сорока дней от рождения младенца женщина находится в нечистоте и не входит в центральную часть храма, а молится в притворе храма. Священник вводит ее в храм и после этого она может причащаться Святых Христовых Таин). После этих молитв, или сразу после крестин в нашем храме совершается чин Воцерковления, т.е. введения (или внесения) новокрещенного в Божий храм с воспоминанием того, как Младенец Христос был принесен на сороковой день Богородицей Марией и праведным Иосифом в ветхозаветный храм.
Ввиду того, что многие из приходящих на Крещение не знают как следует своей веры, приводим ниже Символ Веры с параллельным переводом на русский язык и пояснениями. Это в кратких выражениях изложенное учение о православной вере. ––––––––––СИМВОЛ ВЕРЫ––––––––––
1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущ-на Отцу, Имже вся быша.
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася.
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна.
5. И воскресшаго в третий день по Писанием.
6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Цар-ствию не будет конца.
1. Верую в единого Бога Отца, Вседержителя (т.е. содержащего все в Своей силе и власти), Творца неба и земли, и всего видимого и невидимого (невидимый мир – Ангельский). 2. И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного (т.е. единого от Отца), Который прежде всех веков (т.е. в вечности) родился от Отца, (как) Свет от Света, истинный Бог от истинного Бога, рожден, а не сотворен (т.е. был всегда, как и Отец, а не начался во времени), и имеет одно существо с Отцом, и Которым все сотворено; 3. ради нас, людей, и ради нашего спасения сошедшего с небес (т.е. с духовного Неба – невидимого мира Ангельского), и воплотившегося (т.е. принявшего тело) от Марии Девы через наитие на Нее Святого Духа и ставшего человеком (во всем как мы, но безгрешным); 4. и распятого за нас при Понтии Пилате (римский правитель Иудеи), и страдавшего и погребенного; 5. и воскресшего в третий день, как и было предсказано в Писаниях (в ветхозаветных пророчествах); 6. и восшедшего на Небеса (откуда и пришел), и сидящего по правую сторону Отца (т.е. как равный Отцу, в такой же силе и власти); 7. и Который (Иисус Христос) снова придет со славою (не в уничиженном состоянии, как в Первом Пришествии, но как Царь Вселенной), (чтобы) судить живых
8. И в Духа Святаго, Господа, Животворяща-го, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшего пророки. 9. Во едину Святую, Соборную и Апостоль-скую Церковь. 10. Исповедую едино крещение во оставление грехов. 11. Чаю воскресения мертвых. 12. И жизни будущаго века. Аминь. и мертвых (которые все воскреснут перед этим Его Вторым Пришествием), Которого Царствию не будет конца. 8. (Верую) И в Духа Святого, Господа, Животворящего (т.е. Источника жизни), от Отца исходящего, чтимого и славимого наравне с Отцом и Сыном (как во всем равного Им), говорившего через пророков. 9. (Верую) Во единую (одну) Святую, Соборную (Вселенскую) и Апостольскую (имеющую начало от самих апостолов Христа) Церковь. 10. Исповедую одно крещение, в котором прощаются грехи. 11. Ожидаю воскресения мертвых (всеобщего). 12. И жизни будущего века (т. е. Будущей нескончаемой, Вечной Жизни, Царствия Небесного). Аминь (истинно так).
Крещение есть начало духовного пути возрожденного к Вечной Жизни христианина. Пути скорбного (Деян.14,22) , узкого (Мф.7,13-14). Пройти этот путь, ведущий в Царство Небесное, невозможно без особой благодатной помощи и поддержки нашей Матери – Церкви. В ней мы спасаемся, в Ней питаемся животворными соками благодати, только через Нее прививаемся Христу, Лозе Истинной Жизни (Ин.15,4-6), а без Нее – погибаем, высыхаем, как отсеченная ветвь. Будем помнить слова священномученика Киприана Карфагенского: “Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец” и постараемся быть истинными чадами Святой Церкви, христианами – не по факту крещения, а учениками Господа нашего, идущими вслед за всеми угодившими Богу по единому истинному Пути за Христом (Ин. 14,6), Емуже слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки. Аминь.
–––––– ***–––––– |