Неделя о Страшном Суде
Home Up Рождество Преображение Неделя о Страшном Суде 2-я неделя великого поста О Празднике Святой Пасхи Праздник Успения Предпразднство На Рождество Христово Архив В неделю четвертую по Пасхе

 

             В Неделю о Страшном Суде.

 Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

             Притчу о Страшном Суде слышали мы сегодня в Евангельском чтении. Кто не убоится услышать о себе последнее определение Божие на Страшном Суде? Определение неизменное – навсегда, навечно, суд Божий о наших делах, словах, помышлениях.  Суд нелицеприятный, отличающийся от суда человеческого, от мнения людей о нас, от нашего собственного мнения о себе. «Ин есть суд человеческий и ин есть суд Божий». Услышим, что скажет о нас Господь, и согласимся, потому что тогда увидим себя как мы есть и не будет оправдания. Адвокат не потребуется: Судья – Сердцеведец, лучше знающий все «за» и «против». И если еще при жизни этой нелицеприятный и постоянный судья – совесть наша – свидетельствует нам, что суд её истинен и не терпит возражений, то кто не согласится с судом Божиим?

            Земной  язык человеческий непригоден для передачи вещей столь таинственных и страшных. Поэтому Господь употребляет причту, и эта притча не протокол судебного заседания с речами Судьи и подсудимых, но это иная реальность, в описании своём максимально приближенная к нашей действительности для облегчения понимания. Здесь важна не форма, а суть. Постараемся понять главное: в чём заключается обвинение и в чём – оправдание. Если не поймём сейчас, то поймём «тогда», но будет поздно.

            Подобно тому как пастырь отделяет овец от козлов, Господь отделит праведных от грешных и поставит овец по правую сторону, а козлов по левую, и одни услышат: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25, 34). А другие услышат: «Идите от меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и аггелам его» (Мф. 25, 41). И не будет середины, т.е. тех кто и в ад не годится и рая не заслужил, как не бывает «гибрида» из овцы и козла в одном лице. Это важно понять. В течение жизни наше произволение склоняется то в правую сторону, то в левую. И мы - то овцы, то – козлища. Грех существенно изменяет человека. Мы думаем, что мы те же самые, что до греха, так и после? Нет. Мы согрешили – и мы уже другие. Покаялись – снова изменились, даже во внешности нашей бывает, заметна эта перемена. Выбор зависит от нашего произволения, желания. Ещё при жизни Бог судит о наших поступках. По мнению Святых Отцов, Дух Святой судит о наших делах по тому намерению сердца (помыслу), которое стало преобладающим. Приведём пример. Делаем мы какое-либо доброе дело ради Бога – помогаем, например, ближним. Но вот приходит тщеславие и хочется делать это же дело, но ради человеческой славы. И борются в нас два помысла: хороший и плохой, любовь и тщеславие. И по тому  помыслу (намерению), который мы, в конце концов, выбираем, Господь судит о нашем деле – плохое оно или хорошее. Какими предстанем мы на Страшном Суде? Что будет преобладать в нас перед смертью? Господь говорит: «В чём застану, в том и сужу». Нам необходимо всегда бороться, чтобы побеждал добрый помысл, тогда Господь застанет нас в числе овец, а не козлищ.

            Иные рассуждают так: «Что за дело  Богу до нас? Живем себе, никого не трогаем, какой с нас спрос? Наше дело сторона. Бога мы не обижаем, религиозных вопросов не касаемся, с ближними сами разберёмся».  Но Господь говорит в притче, что хотим мы этого или нет, но во всех наших делах есть особенная, духовная сторона. И чтобы мы ни делали, в наших отношениях с ближними мы «соприкасаемся» с самим Господом. «Тогда скажет тем, которые по левую сторону:  «Алкал Я и вы не дали мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником и не приняли  Меня; был наг и не одели Меня; болел и в темнице, и не посетили Меня». Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! Когда мы видели Тебя  алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице и не послужили Тебе?»  Тогда скажет им в ответ: «Истинного говорю вам: так как вы не сделали этого одному из братьев сих меньших, то не сделали Мне» (Мф. 25, 45). Мы, по духовной слепоте своей, не знаем, насколько близок нам Господь, как Он переживает всё вместе с нами, как любовь Его вместе с нами страдает. Вместе снами, людьми, Господь-Творец и Вседержитель принимает и неприязнь и нелюбовь, и оскорбления, и осуждения, на нас обращенные. Мы, люди, когда любим, можем с любимыми переживать все их скорби и радости, тем более – Господь. Поэтому и говорит Он: «Что сделали одному из братьев Моих меньших, то сделали и Мне». Удивительно: грешников осуждает не гнев Божий и даже не справедливость Его, но – любовь Его необыкновенная ко всем людям!

            Иные говорят: «Если любит так, то зачем ад? Потерпит ли любовь Божия, что кто-то будет мучиться?». Но мы слышим в притче, что грешники  пойдут в ад, «уготованный диаволу и аггелам его». Напротив, праведники – в Царство, уготованное им от сложения мира». Ад не для людей создан. Господь не хочет нам страданий и поэтому говорит: «Приидите ко мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас...» (Мф. 11, 28 ), но если кто сам от Него удаляется, то удаляется от любви Его и от заботы Его, от спасения, которое Он принес на землю. А без Бога – одно мучение и страдание. Господь готовит для нас рай, но нам нужно потрудиться приобрести в сердце Евангельскую любовь, без которой в душе  у нас – ад.

            Путь в Царство Небесное нам показан – это путь милосердия и любви.

Потрудимся над этим. Станем соработниками Христу в деле Его Божественной любви. Не будем говорить: «наше дело – сторона», потому что наше спасение – в нашем ближнем. Аминь.  

                              2002г.               Священник Максим Шиткин.

 
Сайт управляется системой uCoz