|
Отец
диакон Александр, к 24 марта 2002 года: “Торжества Православия”. Что празднуется в этот день Святой Православной Церковью? Празднуется победа Церкви над многочисленными ересями, раздиравшими церковное тело почти 400 лет. Особенно вспоминается продолжительная смута в Византийской империи, во время которой была сделана попытка ликвидировать православие, общецерковное почитание святых икон под внешне благочестивым предлогом борьбы с идолопоклонством. Государственная власть воздвигла жесточайшие гонения на почитателей икон. Даже после завершения Седьмого Вселенского собора, где догмат о иконопочитании был торжественно провозглашён, смута в империи не утихла и продолжалась почти полвека, пока, наконец, не была окончательно уврачевана. То свирепое и яростное преследование, которое обрушила императорская власть на своих иконопочитателей-поданных, кроме умозрительных, богословских причин имело чисто политический административно-государственный интерес. Он заключался в попытке адаптировать нехристианское население окраин империи, исповедующих ислам, для которых существенной причиной неприятия государственной религии Византии, стало иконопочитание. Таким образом, жертвой государственному строительству было решено принести такой “малый пустяк” как православное почитание святых икон. Подобное в истории происходит неоднократно. Подверженные духовной слепоте власть предержащие не понимают того, что истинной основой устойчивости, стабильности и жизнеспособности государства является не только и не столько рационально выверенная логика государственных решений, сколько то, насколько они соответствуют духовным основам общества. Эти основы, по аналогии с приснопамятными псевдонаучными построениями коммунистов, являются истинным “базисом”, а административные правительственные меры (в экономике ли, в военной ли сфере или международных отношениях) всего лишь “надстройкой”. Императоры-иконоборцы исаврийской династии, при всех своих выдающихся талантах, в помрачении души покушались на корни Святого Благодатного Православия, питавшие живительным соком корону Византийского государства. Эти корни всегда будут святыми и благодатными. Иногда в теле церковном есть необходимое количество стяжателей Духа Святого, сохраняющих непосредственное Богообщение. В основном, это монашество, которое образует “несущую конструкцию” всей Церкви и государства в целом. В большей мере к ним относятся евангельские слова: “Вы соль земли” (Мф. 5, 13). Конечно же, и благочестивые миряне являются такой солью, хотя и не в полной мере. Писано бо есть: ”Свет инокам ангелы, свет же мирянам – иноки...” Именно по монашеству во время иконоборческой смуты Империя, в лице Константина Копронима, нанесла сильный удар: были разрушены монастыри, а монахи разогнаны. Сказанное выше подсказывает нам параллели из более знакомой нам истории нашего любезного отечества, и не только недавней. Империя, учреждённая Петром I, обрушилась на традиционные духовные основы России. Вместе с ликвидацией главы высшей церковной власти, удару также подверглись монастыри. Пётр предоставил заниматься многотрудными монашескими делами лишь слабым и малопригодным членам общества. В императорский период нашей истории происходил постепенный духовный демонтаж стержневых основ России. В этот период она, нещадно иждиваемая, паразитировала на колоссальном запасе духовной мощи, который ей доставил многочисленный сонм святителей, преподобных и благоверных князей Святой Руси. Конечно, прямых доказательств духовного оскудения привести нельзя, но это возможно сделать косвенно, по чисто количественным признакам. Убедиться в этом можно, если распределить весь список русских святых по столетиям. Мы увидим резкое убывание русской святости, начиная с 18 века. Стоящий на Сенатской площади бронзовый кумир, вздыбленному коню основанной им империи, приторочил, связав по рукам и ногам, старца Святой Руси, поскольку предоставить его самому себе не решился, а его степенный, неторопливый шаг сдерживал достижение тех величественных целей, которые этот всадник поставил перед Россией. Россия была государством территориально крупным: «Земля наша велика и обильна» - сказал наш святой летописец. Однако империей она становится тогда, когда государство в бесовской гордыне предпочло обойтись без церкви, отягощенное симфониею с нею, оставив за ней роль декоративного элемента, малозначащего органа госаппарата. Конечно и в синодально-императорский период нашей истории можно найти множество славных примеров великих подвигов служения Отечеству, любви и самопожертвования, восхищающих и назидающих нас. Однако нельзя впадать в обольщение, идеализируя эти 200 лет нашей истории. Это был период неуклонной духовной энтропии. Взять хотя бы апогей блеска, величия и славы императорской России при царствовании Екатерины ΙΙ. За доблестными походами Александра Васильевича Суворова (которого я сам очень люблю как человека и полководца) и деяниями прочих «орлов екатерининского гнезда» мы видим нравственное разложение, секулярные меры правительства и мужественно выступившего против них замученного святителя Арсения (Мацеевича). Сквозь золотую дымку славы и величия империи уже проглядывает логическое завершение – Петроград, март и октябрь 1917 года. То, что произошло со страной в том роковом году ни в какое сравнение не идет с тем сокрушением российской государственности, случившимся в начале ХΥΙΙ века. Тогда был голод, мор, разорение. Вообще отсутствовала власть - в Кремле засели поляки. Куда уж дальше!? И, тем не менее, здоровые духовные корни на месте сваленного ураганом ствола дерева российской государственности дали новые молодые побеги. В 1917 году империя не устояла при наличии армии, полиции, госаппарата, при довольно благополучной для военного времени жизни. Гибель произошла от сравнительно небольшой «инфекции». По всему этому не должны мы обманываться красивыми речами нынешних политиков, телевизионных комментаторов, мерами правительства по «повышению уровня жизни и благосостояния». Вначале следует приложить титанические усилия к возрождению базовых основ, реанимации полузасохших духовных корней России, над умерщвлением которых так потрудились властители до большевиков, сами большевики, и, наконец, стремятся добить теперешние. Вот к каким диковинным выводам и обобщениям мы пришли оттолкнувшись от празднуемого в первую неделю Великого поста “Торжества Православия”. Так что же мы празднуем в этот день?…
Православие торжествует или не
торжествует в зависимости от того, какими
мы являемся христианами: содержим ли мы в
чистоте нашу православную веру, бережём ли
мы свою душу от греха, держимся ли в нашей
повседневной жизни тех церковных
установлений, завещанных нам нашими святыми
предками? Понимаем ли, что всё это
непреходящее, дающее нам жизнь вечную,
сокровище, даже малая частица которого не
подлежит компромиссному размену на
предлагаемые нам лукавой рукой миродержца
века сего общественное благополучие и
процветание? Сказано ведь: ”Где сокровище
ваше, там и сердце ваше будет» ( Мф. 6, 21). И еще:
«Ищите же прежде Царства Небесного и правды
Его, и это всё [земное] приложится вам» ( Мф. 6,
33).
|