О Празднике Святой Пасхи
Home Up Рождество Преображение Неделя о Страшном Суде 2-я неделя великого поста О Празднике Святой Пасхи Праздник Успения Предпразднство На Рождество Христово Архив В неделю четвертую по Пасхе

 

О Празднике Святой Пасхи

 

Пасха является самым главным праздником у христиан. В России – это самый любимый, самый торжественный Праздник. Событие праздника исполнено глубочайшего смысла и носит в себе осознание цели и как бы оправдание всего человеческого бытия.

Само слово “Пасха” означает “переход”. Как в древней Священной истории, переход от неминуемой гибели и истребления грозным войском фараона к чудесному избавлению и спасению людей в Исходе, так в новой истории был совершен необычный и страшный переход через распятие и смерть на Кресте Сына Божия к Его воскресению в пасхальную ночь 2000 лет назад. Смерть была преодолена смертью Того, Кто не должен был умереть — Богочеловека Господа Иисуса Христа. Он добровольно пошел на это, чтобы всех людей воскресить из мертвых.

И мы в пасхальную ночь зажигаем свечи, звоним в колокола, поем веселые и радостные песнопения, совершаем Крестный ход совсем не для исторического воспоминания, воспоминания того самого события, бывшего столько-то лет назад, — мы празднуем победу над смертью для всех людей: всех живших прежде, и тех, кто еще не родился. Они еще родятся, а смерть уже для них побеждена: они родились в особое время — после воскресения Господа Иисуса Христа. И мы не просто воздух трясем восклицаниями, не подражаем театральным представлениям, а из всей глубины нашего существа радуемся, кричим с благодарностью Богу, передавая друг другу радость и торжество: “Христос Воскресе! — Воистину воскресе!” Это значит, что мы повторяем эту необыкновенную новость, как бы пытаясь осознать до конца, понять непостижимое: “Христос воскрес?! — Да, действительно, по-настоящему воскрес!” “Значит и мы воскреснем?! — Конечно! Он Сам это сказал! А если сказал, то обязательно сделает!”

Но... когда сделает?.. Почему мы каждый день хороним множество людей? Почему люди страдают, почему все больше и больше земли мертвые отнимают у живых. А разве смерть не побеждена? Как поверить в то, что смерть потеряла свою силу, а люди один за другим умирают?

Трудно поверить, но можно, если понять логику и смысл действий Бога и Его отношения к людям.

В отличие от людей Бог никогда не отменяет Им Самим сказанных слов. Иначе он не был бы Богом. Даже древние восточные цари, отдав повеление, не могли его отменить: “И вышло слово из уст царя...” Всё! Больше никто и ничего отменить не может! Как это непохоже на нашу действительность, когда с легкостью отменяются постановления, правила и даже законы. Сегодня утвердил, через месяц отменил.

Но не так было со смертью. После грехопадения человека, после отхода, принципиального отступления от Бога, Который является источником всяческой жизни, Бог сказал человеку: “Ты — земля, (т.е. создан из материальных земных веществ), и в землю уйдешь! (т.е. умрешь)”. И это наказание и этот страшный приговор Сам Бог не хочет и, если смело сказать, не может отменить. Но Он Сам и нашел выход из положения, жалея людей и страдая за них, разделяя с ними их страшную участь. Он послал Сына Своего родиться на земле от самой чистой, самой лучшей, самой духовной Девы — Пресвятой Богородицы. Принял на Себя плоть человеческую, во всем был как человек, кроме греха. И открыв нам все тайны мироздания, открыв нам замысел Божества о людях, о всем человечестве, выполнил то, на что Он пришел: пострадал за всех людей. И перед смертью научил — что сделать, чтобы получить “прививку от смерти”, чтобы преодолеть ее, как Он Сам показал и Сам преодолел. Он дал нам Таинство Причащения, т.е. приобщения к Самому Себе, к Своему Божественному Телу, не уничтожая нашу индивидуальность и неповторимость каждой человеческой личности. Он сказал и о других Таинствах и способах: как суметь в жизни не отступить от Него, чтобы потом быть воскрешенным со всеми верующими в Его Пришествие.

И, наконец, пострадав и добровольно умерев, был положен в каменной пещере, погребенный как все люди, и пролежал там минимальное количество времени, исполнив всё, необходимое и на земле, и во аде. Три неполных дня скрывала земля Его тело, как наконец в ту страшную и в то же время радостнейшую для всех людей ночь земля содрогнулась в землетрясении, отвалился камень от входа в пещеру, все исполнилось светом, и вышел из гробовой пещеры, пройдя сквозь все погребальные одежды, сквозь все препоны Воскресший Господь Иисус Христос, положив начало всем людям и показав, как это возможно.

Вот это мы и празднуем. Это и есть Пасха. Это и есть победа над смертью. Это и есть завершение устроения спасения всех людей, приобретение смысла нашей краткой земной плачевной жизни. Потому мы и ликуем и радуемся, восклицаем и поем.

Настанет день, по словам Самого Христа, когда все воскреснут и выйдут из земли, все-все люди, и мы с вами выйдем и присоединимся ко всем святым, чтобы войти в новое пространство, в новое бытие в совсем новых параметрах, о которых мы очень многого не знаем, но верим, что Бог нас не обманул, если он Сам говорил, что там хорошо. И это всеобщее, будущее воскресение мы предвкушаем в эту светлую пасхальную ночь!

И в этот день совсем неуместно ехать на кладбище к родственникам, разве они воскресли? Мать или отец скажут: “Дочка! Зачем ты ко мне приехала? Нам некогда с тобой побыть и поразговаривать, у нас праздник. Мы тоже празднуем своими душами праздник Воскресения, зачем ты нас отвлекаешь?! Иди в церковь и там радуйся со всеми, а к нам приедешь через неделю во вторник, на Радоницу. Вот тогда и мы с тобой порадуемся!” Только от незнания и от неумения понять всю космическую и сверхкосмическую надвременную грандиозность Пасхального события, люди стали ездить на кладбище. Такой обычай появился только в советское время, лет 20—25 назад. Языческая тоска по предкам толкнула безбожные, но почему-то волнующиеся в этот день, души ехать на кладбище. Лучше этого не делать, дождаться вторника через неделю после Пасхи.

Поздравляю всех верующих читателей с Великим Праздником Пасхи, кстати, длящимся сорок дней, а неверующих я призвал бы задуматься о самом важном и необходимом — о смысле жизни и смерти, о Христе и Его Воскресении. Какой бы Вы предложили вариант выхода из положения для всех людей, спасения и преодоления смерти? И так ли уж абсурдно возвещаемое две тысячи лет воскресение Христа? А если все-таки Бог приходил на землю, может не так уж и странно все, что Он сделал?

Христос воскресе?!” — Да! “Воистину воскресе Христос!”

С Праздником всех Вас!

 

Протоиерей Сергий Правдолюбов, магистр богословия.

(Впервые опубликовано в газете: Раменки, Московский Запад [Газета Раменского р-на г. Москвы], № 3 (12), апрель, 1999. С. 4).

 

 
Сайт управляется системой uCoz