О Празднике Святой Пасхи
Пасха является самым главным
праздником у христиан. В России – это
самый любимый, самый торжественный
Праздник. Событие праздника исполнено
глубочайшего смысла и носит в себе
осознание цели и как бы оправдание всего
человеческого бытия.
Само слово “Пасха” означает
“переход”. Как в древней Священной
истории, переход от неминуемой гибели и
истребления грозным войском фараона к
чудесному избавлению и спасению людей в
Исходе, так в новой истории был совершен
необычный и страшный переход через
распятие и смерть на Кресте Сына Божия к
Его воскресению в пасхальную ночь 2000 лет
назад. Смерть была преодолена смертью
Того, Кто не должен был умереть —
Богочеловека Господа Иисуса Христа. Он
добровольно пошел на это, чтобы всех
людей воскресить из мертвых.
И мы в пасхальную ночь
зажигаем свечи, звоним в колокола, поем
веселые и радостные песнопения,
совершаем Крестный ход совсем не для
исторического воспоминания,
воспоминания того самого события,
бывшего столько-то лет назад, — мы
празднуем победу над смертью для всех
людей: всех живших прежде, и тех, кто еще
не родился. Они еще родятся, а смерть уже
для них побеждена: они родились в особое
время — после воскресения Господа Иисуса
Христа. И мы не просто воздух трясем
восклицаниями, не подражаем театральным
представлениям, а из всей глубины нашего
существа радуемся, кричим с
благодарностью Богу, передавая друг
другу радость и торжество: “Христос
Воскресе! — Воистину воскресе!” Это
значит, что мы повторяем эту
необыкновенную новость, как бы пытаясь
осознать до конца, понять непостижимое: “Христос
воскрес?! — Да, действительно, по-настоящему
воскрес!” “Значит и мы воскреснем?! —
Конечно! Он Сам это сказал! А если сказал,
то обязательно сделает!”
Но... когда сделает?.. Почему мы
каждый день хороним множество людей?
Почему люди страдают, почему все больше и
больше земли мертвые отнимают у живых. А
разве смерть не побеждена? Как поверить в
то, что смерть потеряла свою силу, а люди
один за другим умирают?
Трудно поверить, но можно,
если понять логику и смысл действий Бога
и Его отношения к людям.
В отличие от людей Бог
никогда не отменяет Им Самим сказанных
слов. Иначе он не был бы Богом. Даже
древние восточные цари, отдав повеление,
не могли его отменить: “И вышло слово из
уст царя...” Всё! Больше никто и ничего
отменить не может! Как это непохоже на
нашу действительность, когда с легкостью
отменяются постановления, правила и даже
законы. Сегодня утвердил, через месяц
отменил.
Но не так было со смертью.
После грехопадения человека, после
отхода, принципиального отступления от
Бога, Который является источником
всяческой жизни, Бог сказал человеку: “Ты
— земля, (т.е. создан из материальных
земных веществ), и в землю уйдешь! (т.е.
умрешь)”. И это наказание и этот страшный
приговор Сам Бог не хочет и, если смело
сказать, не может отменить. Но Он Сам и
нашел выход из положения, жалея людей и
страдая за них, разделяя с ними их
страшную участь. Он послал Сына Своего
родиться на земле от самой чистой, самой
лучшей, самой духовной Девы — Пресвятой
Богородицы. Принял на Себя плоть
человеческую, во всем был как человек,
кроме греха. И открыв нам все тайны
мироздания, открыв нам замысел Божества о
людях, о всем человечестве, выполнил то,
на что Он пришел: пострадал за всех людей.
И перед смертью научил — что сделать,
чтобы получить “прививку от смерти”,
чтобы преодолеть ее, как Он Сам показал и
Сам преодолел. Он дал нам Таинство
Причащения, т.е. приобщения к Самому Себе,
к Своему Божественному Телу, не уничтожая
нашу индивидуальность и неповторимость
каждой человеческой личности. Он сказал и
о других Таинствах и способах: как суметь
в жизни не отступить от Него, чтобы потом
быть воскрешенным со всеми верующими в
Его Пришествие.
И, наконец, пострадав и
добровольно умерев, был положен в
каменной пещере, погребенный как все люди,
и пролежал там минимальное количество
времени, исполнив всё, необходимое и на
земле, и во аде. Три неполных дня скрывала
земля Его тело, как наконец в ту страшную
и в то же время радостнейшую для всех
людей ночь земля содрогнулась в
землетрясении, отвалился камень от входа
в пещеру, все исполнилось светом, и вышел
из гробовой пещеры, пройдя сквозь все
погребальные одежды, сквозь все препоны
Воскресший Господь Иисус Христос,
положив начало всем людям и показав, как
это возможно.
Вот это мы и празднуем. Это и
есть Пасха. Это и есть победа над смертью.
Это и есть завершение устроения спасения
всех людей, приобретение смысла нашей
краткой земной плачевной жизни. Потому мы
и ликуем и радуемся, восклицаем и поем.
Настанет день, по словам
Самого Христа, когда все воскреснут и
выйдут из земли, все-все люди, и мы с вами
выйдем и присоединимся ко всем святым,
чтобы войти в новое пространство, в новое
бытие в совсем новых параметрах, о
которых мы очень многого не знаем, но
верим, что Бог нас не обманул, если он Сам
говорил, что там хорошо. И это всеобщее,
будущее воскресение мы предвкушаем в эту
светлую пасхальную ночь!
И в этот день совсем
неуместно ехать на кладбище к
родственникам, разве они воскресли?
Мать или отец скажут: “Дочка! Зачем ты ко
мне приехала? Нам некогда с тобой побыть и
поразговаривать, у нас праздник. Мы тоже
празднуем своими душами праздник
Воскресения, зачем ты нас отвлекаешь?! Иди
в церковь и там радуйся со всеми, а к нам
приедешь через неделю во вторник, на
Радоницу. Вот тогда и мы с тобой
порадуемся!” Только от незнания и от
неумения понять всю космическую и
сверхкосмическую надвременную
грандиозность Пасхального события, люди
стали ездить на кладбище. Такой обычай
появился только в советское время, лет
20—25 назад. Языческая тоска по предкам
толкнула безбожные, но почему-то
волнующиеся в этот день, души ехать на
кладбище. Лучше этого не делать,
дождаться вторника через неделю после
Пасхи.
Поздравляю всех верующих
читателей с Великим Праздником Пасхи,
кстати, длящимся сорок дней, а неверующих
я призвал бы задуматься о самом важном и
необходимом — о смысле жизни и смерти, о
Христе и Его Воскресении. Какой бы Вы
предложили вариант выхода из положения
для всех людей, спасения и преодоления
смерти? И так ли уж абсурдно возвещаемое
две тысячи лет воскресение Христа? А если
все-таки Бог приходил на землю, может не
так уж и странно все, что Он сделал?
“
Христос
воскресе?!” — Да! “Воистину воскресе
Христос!”
С Праздником всех Вас!
Протоиерей Сергий
Правдолюбов, магистр богословия.
(Впервые опубликовано в
газете: Раменки, Московский Запад [Газета
Раменского р-на г. Москвы], № 3 (12), апрель,
1999. С. 4).