Проповедь на Рождество
Христово
Тихим и незаметным стало
пришествие в мир Спасителя. В пещере для
скота, в яслях для корма животных лежит
Христос, повитый пеленами. Мудрецы-иностранцы
издалека пришли поклониться Ему, водимые
звездой. Бедные пастухи, пасшие ночью
овечек, узнают благую весть от ангелов и
спешат к Царю, лежащему на соломе. Где
величие? Где торжественная встреча Того,
Кто является “чаянием языков”, т.е.
упованием, надеждой народов, всего
человечества? Христос тих и незаметен.
Величие тайны воплощения Бога не
нуждается во внешней грандиозности.
Сегодня высочайшая слава Божия явлена в
Его великом смирении, Его умалении до
человека, до пеленок, до слабости
младенца. “Христос раждается – славите!”.
Слава Божия не нуждается в поклонниках,
от наших славословий она не возрастает.
Наш слабый ум не в силах вместить,
осознать величие происходящего в полноте,
но мы сами нуждаемся в том, чтобы хотя
отчасти понять, что сделал для нас Бог,
для чего Он воплотился, как нужен нам этот
Младенец, лежащий в яслях.
Святитель
Феофан Затворник говорит, что наша
радость, или отсутствие ее в праздник
Рождества Христова – пробный камень
нашего отношения к Богу. Радоваться о
Рождении Христа мы должны так, как
радуются погибающие о своем неожиданном
спасении. Вывод из слов святителя такой:
если нас сегодня не наполняет радость,
значит, мы еще не поняли, что значит для
нас Христос, от чего Он пришел нас спасти.
Значит, мы еще не восприняли родившегося
Христа в своем сердце, оно не чувствует
Божией милости, как не чувствует и своей
погибели. Это состояние иначе называется
смертью души: когда человек не чувствует:
болен он, или здоров? – только когда он
мертв. Если же ты понимаешь, не умом
только, но в самой глубине души
чувствуешь, что ты грешник, и грехи твои
тяжкие – радуйся, грешник, веселись о
воплощении Бога Слова, потому что сегодня
родился твой единственный Врач, чтобы
исцелить тебя от греховных язв,
воскресить погибающую душу твою!
Незаметно
пришел Христос на землю: Он открылся
только ищущим Его. Незаметен Он и сегодня,
потому что кто ищет Его? Кто увидел свою
духовную болезнь? Кто отдаст себя в руки
Небесного Врача? Спала земля в
Рождественскую ночь – спит и сегодня
смертным сном, и только страшные
потрясения пробуждают некоторых, чтобы
они огляделись и ужаснулись своей
погибели. Что мешает нам жить спокойно и
радостно, предаваясь всем земным утехам?
Когда мертва душа, беспокоит только одно
– тело. Оно болеет, оно стареет, оно может
умереть. Что-то можно исправить
лекарствами, но только на время. Что
делать, когда уже и сами органы тела не в
силах выполнять своего назначения, когда
не помогает лечение и они выходят из
строя? Нужен донор. Если заражена кровь –
нужен донор с чистой кровью,
останавливается сердце – нужно новое
сердце. Где взять? Хотелось бы все
заменить, все обновить – люди с надеждой
смотрят в будущее, ждут клонированных
доноров, искусственных людей. Но кто
клонирует нам новую душу, чтобы заменить
эту – безнадежно больную? Что увидим мы,
если внутрь себя заглянем? “От подошвы
ноги до темени головы нет у него
здорового места: язвы, пятна, гноящиеся
раны, не очищенные и не обвязанные и не
смягченные елеем” (Ис. 1, 6), – таково
состояние наше, изображенное пророком
Исаией. Кто заменит наше сердце? Об этом
просил царь Давид, говоря: “Сердце чисто
созижди (т.е. создай заново) во мне, Боже”.
Он же просил: “Приклони небеса Твои и
сойди” (Пс. 143, 5), и Господь исполняет это:
наклоняет небо и сходит на землю,
становится Человеком. Не переставая быть
Богом, становится во всем, как я человеком,
кроме греха. Стал единственным здоровым
Человеком, новым Адамом, чтобы всего меня
обновить Собой. Старое уже не исправить –
необходимо все новое. Если я воспринимаю
Христа как своего Спасителя – в сердце
своем, и с верою прошу исцелить – Он
становится моим духовным донором. Он
всего Себя дал мне, чтобы всего меня – от
головы до ног – исцелить Собою, сделать
меня новым человеком. “Яко Отроча родися
нам, Сын, и дадеся нам” (Ис. 9, 6) – Сын Божий
дан нам! Дан нам в полноте. Мы без страха
сгореть подходим к Богу, потому что Он
скрыл Свой огонь Божества под естеством
человеческим. В крещении Он одевает нас в
Себя: “Елицы во Христа крестистеся, во
Христа облекостеся” (Гал. 3, 27). Он дает нам
Свое Тело и Кровь в Причастии, и наше
сердце оживляется живительными токами
благодати – подобно тому,
как донор дает свою кровь больному,
только в духовном смысле. Мы легко
очищаемся в покаянии, потому что в
соединении с Ним, чистым, не уживаются
наши грехи. Как Он врачует! Святитель
Иоанн Златоуст говорит, что когда рану
лечит обычный врач, часто на теле
остаются следы от раны – рубцы, а когда
Господь исцеляет душу, то никаких рубцов
и следов не остается – человек получает
полное, совершенное исцеление. Вот зачем
пришел Христос – всего Себя дать нам,
обновить Собою человека, совершенно
исцелить нас от наших греховных язв. Для
этого Он лежит сегодня в яслях скотских,
терпит младенчество, холод, нужду в чьей-то
помощи. Он умалился до Человека – ради
нас.
Дай нам, Господи, почувствовать
милость Твою к нам, дай нам осознать,
какую полноту спасения, исцеления Ты
даруешь нам, хоть мы недостойные и
грешные – и мы будем славить Тебя во веки
веков! Аминь.
Священник Максим ШИТКИН
07/01/2003.