|
16 февраля 1981 года умер бывший соловецкий узник, многолетний служитель Церкви Божией, протоиерей Анатолий Правдолюбов, прослуживший последние 22 года своей жизни в Покровской церкви села Маккавеева 2-го Касимовского Благочиния Рязанской епархии. Его проповеди, сохранившиеся до наших дней, являются голосом живого предания, соединяющего нас с поколениями мучеников и исповедников, от которых порой не осталось и строчки. Проповеди страдальцев-узников обладают особой силой, трудно выразимой словами: “непонятийная информация” звучит в самой интонации, в словосочетаниях, в цитировании блоками различных мест Священного Писания, читая которые обнаруживаешь чудом сохранившийся древнейший стиль еще Повести временных лет. Предлагая читателю познакомиться с некоторыми проповедями протоиерея Анатолия, помещаем первой проповедь о Страшном Суде, произнесенную 16 февраля 1969 года, т. е. в день (по числу) его будущей кончины.
ПРОПОВЕДЬ В НЕДЕЛЮ СТРАШНОГО СУДА 16 ФЕВРАЛЯ 1969 г. МАККАВЕЕВО
Готовя нас с нeocлaбeвaющим старанием к спасительному времени Великого поста, Святая Церковь заставляет нас ныне вспомнить учение Спасителя нашего о Страшном Суде. Да, придет он, непременно придет, этот великий и страшный день последнего и окончательного Суда Божия! Как сеть найдет на лице всея земли, никто, решительно никто не сможет избежать этой сети, но неминуемо предстанет пред Лице грозного и неподкупного Судии-Христа. Раздастся некогда чрезвычайно громкий звук, непохожий ни на что земное, — звук трубы Архангела. И звук этот разбудит от многовекового могильного сна всех без исключения мертвецов. Оживут и явятся в целости все тела человеческие: и естественным образом в могилах истлевшие, и сгоревшие в пламени огня, и распыленные неведомо куда взрывом, растерзанные зверьми, потонувшие в воде морской или речной, разложившиеся там, или растасканные по кускам хищными рыбами, каким бы образом ни рaзpушились они, в какие бы части света ни были по кусочкам рассеяны — в этот страшный час мгновенно соберутся — каждое тело воедино, и будет каждый мертвец снова жив, снова одет в то самое свое тело, которое носил при жизни. Только тело его будет более тонкое, легкое, способное проходить сквозь стены и твердые предметы, неумирающее, подобное телу воскресшего Спасителя. Те из людей, которые к этому страшному трубному звуку останутся на земле в живых — уже не умрут, но изменятся во мгновении ока, приобретут такие же новые телесные свойства, какие явятся у воскресших в это время мертвецов. Тогда явится на небе знамение Сына Человеческого — огромный лучезарный во все небо — Крест, за которым вскоре на облаках, с силою и славою многою, окруженный всем неисчислимым множеством страшных божественноогненных небесных ангельских сил, придет Сам Господь наш Иисус Христос, не в том уже смиренном и кротком виде, в каком Он ходил по земле, но страшный и величественный, нарочито идущий “судити земли”,— воздать последний окончательный долг неумолимому справедливейшему неподкупному Божию правосудию. “Тогда восплачутся и возрыдают, — как сказал Сам Христос, — вся племена земная, и те, которые пронзили Его”, и те, которые посвятили всю жизнь свою, все силы — борьбе с Ним и Крестом Его. Увидят тогда они, что напрасно боролись, что Бог сильнее их, и вот перед глазами их Его Божественная победа, а их и демонов — многоплачевное постыдное поражение, и вот уже наступают для них вечные нестерпимые неизбежные адские муки!..К этому времени во всей вселенной произойдут большие разрушения: силы небесные поколеблются, звезды спадут с неба, наподобие того, как “смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои”. По словам Священного Писания, Господь совьет небеса, как свиток, они изменятся, воспламененные стихии с шумом растают, тогда (как предсказывал Господь) НЕБО И ЗЕМЛЯ ПРЕЙДУТ, то есть — кончится их нынешнее существование, представляющееся нам сейчас таким прочным, благоустроенным, как бы вечным. Пути небесных тел, начертанные Творцом, по которым ныне небесные тела движутся во вселенной точнее всякого самого точного механизма — тогда искривятся, нарушатся, произойдет во вселенной полный беспорядок, планеты и звезды станут сталкиваться друг с другом и гореть неслыханно жарким пламенем. И земля наша в этом мировом крушении вселенной — погибнет, она и все дела на ней СГОРЯТ! Но мы по обетованию Божию ожидаем нового неба и новой земли, на которых будет обитать правда.(Неверующие нередко смеются над этим учением, открытым нам Богом. Они говорят, что это якобы сами люди выдумали и выдумали глупо, так как, если воскресить людей всех сразу и судить их, то не хватит земного шара для помещения воскресших, даже если бы по всей поверхности его они стояли так, как стоят в церкви во время большого праздника. Следовательно, говорят они, и ничего этого не будет. Но неверующие не потрудились изучить Священное Писание, в котором ясно сказано, что мы поднимемся все на облаках навстречу Господу. Значит и места для всех хватит, и земля будет гореть уже тогда, когда нас на ней не будет, Страшный Суд будет проходить где-то вне земли). А теперь вспомним еще раз, как будет проходить последний Страшный Божий Суд. И об этом нам открыто Господом. Наш земной суд, по необходимости проходит совершенно иначе. Люди не обладают всеведением Божиим, и поэтому бывают совершенно необходимы долгое предварительное следствие, потом приведение людей к присяге, свидетельства “за” и “против” обвиняемого, причем могут быть и бывают лжесвидетельства, которые судьям предстоит обличить, и как ни опытны, ни многознающи бывают судьи, все же иногда ложными показаниями и разными подтасовками удается негодным людям ввести их в заблуждение и в так называемые судебные ошибки. В Страшном последнем Суде Божием не будет ничего похожего на человеческие судебные процессы. Всеведущему Богу не нужно, и никогда не было нужно, мучительно искать скрываемые преступниками следы преступления. Не нужно Ему следствия, обвинителя, защитников, свидетелей, секретарей. И если на земле ныне обвиняемый всячески ухищряется, чтобы, если не оправдаться, то по крайней мере как-то способствовать смягчению собственной участи, то в последнем Страшном Суде Божием это тоже не будет иметь места, как бесполезное и ненужное. И что там способно будет оправдать или окончательно обвинить нас? Только наличие или отсутствие нашего милосердия к другим. Сам Господь оказал нам величайшее милосердие, и от нас, как некоего пропуска в Царствие небесное, будет требовать милосердия же. “СУД БЕЗ МИЛОСТИ НЕ СОТВОРИВШЕМУ МИЛОСТИ”, — объявил Он всем нам в Своем Божественном учении. Так на Суде Своем Он без всякого обычного человеком судоговорения просто разделит всех на две половины, как пастырь отделяет овец от козлов. На правой стороне станут у Него милостивые, на левой — немилостивые. И скажет Царь тем, которые по левую сторону Его: ИДИТЕ ОТ МЕНЕ ПРОКЛЯТИИ ВО ОГНЬ ВЕЧНЫЙ, УГОТОВАННЫЙ ДИАВОЛУ И АНГЕЛАМ ЕГО, ибо вы не оказали никакой милости окружающим вас ближним вашим — Моим меньшим братьям. В их лице Я Сам алкал, и вы не накормили Меня, жаждал, и не напоили Меня, был странником, и не приняли Меня, был болен и в темнице, и не пришли ко Мне. И пойдут сии в муку вечную. Дорогие братия! Святая Церковь двояко готовит нас этим евангельским чтением к Великому посту. Во-первых, она хочет, чтобы страхом Господним уклонялся всяк от зла. Чрезвычайнo полезно для каждой верующей души постоянная память о Страшном Суде, постоянное чувство спасительного отрезвляющего страха. “Помни последняя твоя, и во веки не согрешиши”, говорит Писание. “Единою надлежит человеку умрети, потом же суд”. Неважно, если Страшный Суд будет не скоро, если пройдут еще даже тысячелетия. Все равно, никто из нас его не избежит, а спастись или погибнуть зависит прежде всего от нас, как мы будем в этой жизни жить — добродетельно или греховно, сокрушенно или нераскаянно, милостиво или жестоко по отношению к ближним. Не успокаивай себя тем, что может быть многие столетия пройдут до Страшного Суда. Твоя или моя жизнь может по повелению Бога прерваться мгновенно, вот сию минуту, и ты или я будем совершенно беспомощны, так как с того момента никто уже себе не сможет ничем помочь и что-то eщe предпринять для того, чтобы быть оправданным на Страшном Суде. А умираем мы часто, и многие из нас СКОРОПОСТИЖНО. Cтрашно впасть в руки Бога живаго, не только в конце веков, но и сейчас, после собственной, часто нежданной, кончины.А во-вторых, Церковь хочет умилить наши сердца и заставить трудиться над своим жестоким характером, и, хоть через силу, раскрыть свою утробу перед нуждающимися, болящими и скорбящими братьями Христовыми. Пока еще не поздно, будем нудить себя, станем милостивыми и помилованы будем. Будет мешать леность, скупость, злопамятность, жестокость, мстительность. Сo всеми этими исчадиями ада надо бороться и силою Божиею их препобеждать. И самое спасительное, самое удобное время для исправления себя, это — Великий пост. Проникнемся же, братие, спасительным страхом Божия Суда. Будем помнить, как велели святые отцы, четыре последние: СМЕРТЬ, СУД, АД, ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ. Будем помнить слова блаженного Августина и подражать ему. Он говорит: ЕМ-ЛИ, ПЬЮ-ЛИ Я, ХОЖУ-ЛИ ИЛИ ЛЕЖУ, ИЛИ ИНОЕ ЧТО ДЕЛАЮ, ОДИН ВСЕГДА ЗВУЧИТ В УШАХ МОИХ ГРОЗНЫЙ ГОЛОС: “ВСТАВАЙТЕ, МЕРТВЫЕ, ИДИТЕ НА СУД!” Если мы так себя настроим и будем жить добродетельно, окормляемые всегда спасительным страхом смерти и Страшного Суда, если мы сделаемся милостивыми, простим всем все, и будем всячески помогать бедным, больным, страждущим, то Страшный Суд уже не будет для нас страшным, вечная погибель многих и многих нас с вами обойдет за нашу богобоязненность, за нашу кротость, за наше милосердие. Про таковых сказано, или, правильнее, к таковым обращено утешительное слово Христа: “Тогда вы, видя все сбывающееся, восклонитеся и подымите головы ваши, потому что приближается избавление ваше”. “Грядущего ко Мне не изжену вон”. “Где Я, там и слуга Мой будет”. “Велика ваша награда на небесах”. И мы восклонимся и возрадуемся торжеству Церкви Христовой, ее вечному блаженству. И к нам обратит Господь милостивый и благосклонный взор Свой, и нам скажет радостные слова: “ПРИИДИТЕ, БЛАГОСЛОВЕННИИ, УНАСЛЕДУЙТЕ ЦАРСТВО, УГОТОВАННОЕ ВАМ ОТ СЛОЖЕНИЯ МИРА”. Аминь.
|