ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ
Home Up Рождество Преображение Неделя о Страшном Суде 2-я неделя великого поста О Празднике Святой Пасхи Праздник Успения Предпразднство На Рождество Христово Архив В неделю четвертую по Пасхе В неделю Страшного Суда ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ

 

ПРОПОВЕДЬ В ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

 

23 ФЕВРАЛЯ 1969 г. МАККАВЕЕВО

 

В течение четырех недель Святая Матерь наша Церковь старательно готовила нас к Великому посту. Образом Закхея она призывала нас горячо возжелать — видеть Иисуса. Она учила нас — подражать ему в покаянии, то есть каяться не только чувствами и словами, но обязательно и делами — плодами достойными покаяния. Потом она перед нами поставила приточные образы мытаря и фарисея, предостерегая нас от превозношения и осуждения ближних, и уча — сердцем сокрушенным и духом смиренным — вымаливать у Господа помилования. В притче Спасителя о блудном сыне Церковь желала нас предохранить от отчаяния и безнадежия. Мы радовались тому, как ласково принял отец покаявшегося и возвратившегося к нему сына, и в сердцах наших укрепилась надежда на то, что и нас кающихся не отринет Господь.

В эти подготовительные недели мы с вами начали уже умолять Господа отверзть нам двери покаяния, очистить от греховныя скверны, просили [Пречистую] Богородицу наставить нас на стези спасения и молитвами Своими избавить нас от всякия нечистоты. Мы вспоминали Божий народ, тосковавший в плену вавилонском, научались ненавидеть не только грех, но и младенцев его — самые малые помыслы и движения греховные, были вразумлены в том, как надо с ними бороться, употребляя страшнейшее для демонов оружие — Иисусову молитву.

Затем были спасительно устрашаемы картиною Страшного последнего Божия Суда, тою картиною, которая особенно памятна и дорога нам, так как потрясла и подвигла к принятию истинной христовой веры нашего русского крестителя — равноапостольного князя Владимира, и им просветила светом Христовым весь наш русский народ.

Проникнутые трепетом “Страшного дне Суднаго”, мы не забыли, водимые церковным уставом, нарочито помолиться в самую важную и большую родительскую субботу о всех наших усопших сродниках, а также о всех православных христианах мира, в том числе и о всех, кои погибли трагической смертью, будучи растерзаны зверями, или потонувши в море или реках и озерах, или сгоревши в огне, или погибших в каком-нибудь обвале, словом о всех-всех почивших христианах, особенно о тех, кои не имели возможности хорошо быть напутствованы перед смертию Христовыми Таинствами. Мы понимали, что их участь требует нашей всецерковной о них молитвы, что им суд Божий еще страшнее, чем нам, так как сами они ничего уже не могут сделать для смягчения своей загробной участи, которая у некоторых из них по грехам и неподготовленности очень тяжела. И в то же время, поминая тех, которые сами имеют дерзновение у Бога, мы вооружились их предстательством о нас, перед трудными для слабого человеческого естества великопостными днями.

Так матерински старательно готовила нас долгое время Церковь Христова к Великому Посту, и хочется верить, что ныне всяк, посещавший в эти недели наши молитвенные собрания, всяк прислушивавшийся в эти дни к голосу Церкви, более или менее уготовился к тому, чтобы хорошо поговеть в святую Четыредесятницу, пережить страдания Христовы, и облагодатствованной, укрепленной духовно душой — светло праздновать Святую Пасху. Впрочем, кто не смог хорошо подготовиться, не тужите и помните притчу Господа о том, что Он не отринул и тех, кои пришли к Нему в последний одиннадцатый час рабочего времени. Тем более, что и Церковь (только слушай каждый внимательно!) не раз еще для нашей пользы повторит в Великом посту напоминания — и о Закхее, и о мытаре и фарисее, и о блудном сыне, и о Страшном Суде.

Ныне Святая Церковь заканчивает свое подготовительное делание напоминанием того, без чего вообще нельзя приступать к говению, и в литургийном Евангелии дает нам три урока на грядущий пост. Она велит не прилепляться к сокровищам земным, как об этом учит Сам Господь в Евангелии, а собирать себе сокровище на небе, где ни моль, ни ржавчина не съедает ничего, и где воры ни подкапывают, ни крадут. Мы об этом слышали уже в неделю о Страшном Суде. Спаситель там берет в Свое Небесное Царство тех, кои послужили Ему в лице Его меньших братьев: алчущих, жаждущих, нагих, бесприютных, узников и больных. Значит пост наш должен проходить не только в покаянных вздохах, но и в реальных делах милосердия по отношению к нуждающимся. “Постимся, братие, телесно, постимся и душевне”, — заповедует нам Церковь и зовет к делам благотворения.

Другое наставление на пост тоже в Евангелии: слова Самого Спасителя. “Когда поститесь,— говорит Он,— не уподобляйтесь лицемерам, которые посыпают пеплом главу свою, раздирают одежды свои и принимают на себя унылые лица, сетующе, чтобы прославляли их люди. Нет, а ты, когда постишься, помажь голову твою, и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно”. Это не значит, чтобы обязательно всякий постом помадил себе волосы на голове, как это было принято в древности. “Помажь голову твою и умой лице твое” — означает следующее: как ты обычно умываешься, причесываешься, одеваешься в приличное чистое платье, так поступай и постом. Не подражай лицемерам, находящим способ выхвалиться и неряшливым видом показать народу: “Вот мол я какой: сокрушение о грехах всего меня захватило, я так каюсь пред Богом, что и умыться забыл, и нечесанный и грязный хожу, не до того мне, я весь в сокрушении о грехах”. Будь всегда опрятным, приличным, а говение твое пусть будет втайне пред Богом.

Надо здесь добавить еще и то, что неправильно делают некоторые наши прихожане, когда не с батюшкой и всеми молящимися кладут поклоны, а, словно выхваляясь, начинают сами усиленно все это совершать, вздыхать на всю церковь, говоря “Ох, Господи!”, плакать при всех... Удержите себя, помните, что “все должно у нас происходить благообразно и по чину”, и такие вещи, как покаяние, пост, усиленные великопостные подвиги — должны быть тоже втайне пред Господом. Дома и поплачь, не удерживаясь, и “Ох, Господи!” скажи вслух жалобным голосом, если этого требует душа, а в церкви будь скромен, скрытен, ничем не выдавай своего особенного благоговения, решительно ничем не выделяйся из окружающей тебя молящейся толпы, и, самое главное, — без чего никак нельзя в постном подвиге обойтись это не начинай его в состоянии вражды с кем-нибудь, но в состоянии полной примиренности со всеми. Спаситель сказал: “ЕСЛИ ТЫ ПРИНЕСЕШЬ ДАР ТВОЙ КО ОЛТАРЮ И ТУТ ВСПОМНИШЬ, ЧТО БРАТ ТВОЙ ИМЕЕТ НЕЧТО НА ТЯ, ТО ОСТАВЬ ДАР ТВОЙ ПРЕД ОЛТАРЕМ, И, ШЕД, ПРИМИРИСЬ С БPATOМ ТВОИМ, И ТОГДА ПРИИДИ И ПРИНЕСИ ДАР ТВОЙ”.

Иногда бывает это трудно и очень трудно сделать, тем более, если кажется, что тебя обидели, а ты якобы ничем не виноват, и все равно — пойди и попроси прощения, так как вполне невиноватых никогда не бывает. И невинных на свете нет вообще, всякая наша правда пред Господом — как нечистая, рваная, брошенная тряпка — и мы, всячески неправы даже пред своими обидчиками. Отцы святые сказали: “Будьте готовы на всякое неудовольствие ближнего сказать: ПРОСТИ! Ибо этим сокрушаются все стрелы врага и сопротивника”.

Вслушайтесь в провозглашаемые ныне страшные слова Христа: “ЕСЛИ БУДЕТЕ ПРОЩАТЬ ЛЮДЯМ СОГРЕШЕНИЯ ИХ, ТО И ОТЕЦ ВАШ НЕБЕСНЫЙ ПРОСТИТ ВАМ СОГРЕШЕНИЯ ВАШИ, А ЕСЛИ НЕ БУДЕТЕ ПРОЩАТЬ ЛЮДЯМ СОГРЕШЕНИЙ ИХ, ТО И ОТЕЦ ВАШ НЕБЕСНЫЙ НЕ ПРОСТИТ ВАМ СОГРЕШЕНИЙ ВАШИХ”. Итак, примиримся ныне же со всеми. Ко всякому ближнему или тому, о ком знаешь, что обижается на тебя, подойди и скажи: “Прости меня Христа ради”!

Сегодня в начале поста скажи, а также, когда к исповеди святой пойдешь, тоже так попроси прощения у ближних твоих. В Церкви священник даже и в мясоед всегда много раз кланяется прихожанам, и, когда вслух, а когда несколько про себя, говорит: “Простите меня, отцы и братия, и помолитеся о мне грешнем”. И надо отвечать: “Господь простит тя, честный отче. И нас ты прости и благослови”.

Почему так постоянно бывает, неужели священник так часто становится виноватым перед вами, что ему необходимо несколько раз в день кланяться перед вами и просить прощения? По-видимому так. Ибо чем выше сан, тем больше носящему ему бывает искушений, чем святее место, тем больше стараются демоны злодействовать там и около. Так что иной раз придет мысль какая в голову, навеянная врагом, мысль, осуждающая или поносящая того или иного прихожанина. Не постарался сразу отогнать ее, вот уж и виноват батюшка, и рад тому, что немного погодя, по уставу службы, он повернется к народу и снова и снова попросит у него прощения.

А вы, думаете, не обижаете батюшку никогда? Даже те, которые очень любят батюшку, и они по немощи человеческой не удержатся от того, чтобы в чем-нибудь его не осудить или не посетовать на него. Значит и вам потребно частое испрашивание у него прощения.

Много есть прихожан, хвалящихся так: “Мы батюшку во всем прощаем”. А не замечают того, что это неправильно. Надо бы добавить: да ведь мы и сами пред ним постоянно провиняемся, так что и нам приходится часто у него прощения просить.

И вот мы подошли к самому Великому посту, времени благоприятному, благодатному, вечером уже ризы священника обычные сменятся на черные, и начнется постовский напев. Будем друг у друга нарочито просить прощения. В этот день нашему взаимному примирению радуется все небо. Кто из вас не может вечером придти, попросите у ближних прощения теперь. И я, пастырь ваш, как человек грешник, не раз обижавший или чем-либо смущавший вас, прошу вас, возлюбленных чад моих духовных, братий и сестер о Господе: ПРОСТИТЕ МЕНЯ ХРИСТА РАДИ В МОИХ СОГРЕШЕНИЯХ ПРЕД ВАМИ СЛОВОМ, ДЕЛОМ, ПОМЫШЛЕНИЕМ И ВСЕМИ МОИМИ ЧУВСТВАМИ (ЗЕМНОЙ ПОКЛОН). И ВАС ВСЕМИЛОСТИВЫЙ ГОСПОДЬ ПРОСТИТ И БЛАГОСЛОВИТ. Аминь.

 
Сайт управляется системой uCoz