|
5 и 20 марта 1991 года
Следующий памятный для нашего прихода день пришелся на 5 марта. Утром не было ничего необычного. Я приехал в храм около 12 часов. Дежурная помощница Гостелерадио почему-то приветливо улыбалась. “Пойдемте, я вам покажу”, - сказала она. Мы прошли вход, повернули налево, в колокольню. И о, чудеса, все пространство первого этажа колокольни было пусто, все, находящееся в ней имущество перенесли в коридор и освободили для нас нижний куб (5 х 5 х 5) во все стороны для наших богослужений. Это было так неожиданно, хотя мы просили об этом самого начальника Гостелерадио. К большому огорчению прихожан, не знавших и не пришедших на первую молитву внутри храма, молебен был тут же отслужен. Присутствовали всего несколько человек. На стены наскоро прикрепили несколько бумажных икон, поставили два подсвечника, и благодарили Бога как могли, радуясь замечательному событию. На запевах молебна вспомнили, что сегодня не простой день, а память преподобномученика Корнилия Псково-Печерского, иконочкой которого я был благословлен год назад в марте 1990 года Наместником и собором братии монастыря. Более того, во всех последующих бурях, случившихся нестроениях и недопониманиях я опирался на это благословение как на самую лучшую характеристику, документально хранящуюся в архиве Священного Синода. Ибо собор старцев монастыря во главе с Наместником избрали тогда меня предполагаемым настоятелем Подворья Псково-Печерского монастыря в Москве с упоминанием моей грешной фамилии, одобренной архиепископом Евсевием и поданной на утверждение Священного Синода.Бог спас меня от большого позора, вразумив Синод “принять к сведению” данное предложение, ибо я никудышный хозяйственник, и ничего хорошего, кроме, может быть, служб да проповедей, монастырю не принес бы. Подаренная мне отцом Наместником в марте 1990 года иконочка, писанная на дереве и золоте, с изображением преподобномученика Корнилия с жезлом в руке, всегда хранилась в нашем храме, одно время украшала иконостас по центру, и духовно нас всегда поддерживала во всех наших трудностях. Связь с монастырем у нас не прерывалась никогда, только вот Подворьем мы так и не стали, пользуясь лишь молитвенным заступничеством преподобномученика Корнилия и всех старцев нашего любимого монастыря.Эта поддержка не была только невидимой. Первый молебен был первым подарком святого угодника Божия нашему храму. Второй подарок пришелся на этот же день. Воодушевившись первым молебном, я быстро поехал домой, сел за пишущую машинку и напечатал сразу четыре прошения на имя Святейшего Патриарха. Прошение на начало служения молебнов и треб в связи с открытием новой возможности; прошение на дарование нам Антиминса для вновь сооруженного престола в честь “Святителя Патриарха Тихона и всех священномучеников, мучеников и исповедников Россиийских” и еще два прошения по каким-то текущим вопросам, не требующим срочного разрешения. На каждом листе прошений после указанного числа я, по старинному обычаю, внизу страницы приписал: “в день преподобномученика Корнилия Псково-Печерского”. Дай Бог здоровья, многих лет жизни и служения Церкви Божией архиепископу Арсению. Думаю, что это только он мог сделать то, что произошло. А произошло чудо. Обычно бумаги лежат не меньше двух недель на пути к подписи Святейшего Патриарха, и две недели шествуют обратно. И тут ничего не поделаешь, потому что поток бумаг огромен и справиться с ним чрезвычайно трудно. Чудо состояло в том, что все четыре прошения были подписаны в тот же день, - день Преподобномученика Корнилия Псково-Печерского. Такого просто не бывает и быть не может. Но в истории нашего храма было. И радость от этого памятна до сего дня и греет душу благодарностью и святому, и тем, кто обратив на его имя в прошениях, организовал подпись в тот же день.
Как мы ни старались побыстрее начать богослужения уже для всего прихода, ничего у нас не получалось до 20-го числа. Читатель сразу подумает – что же праздновалось в этот день и чем он был памятен? И не ошибется! День памятен и своим числом, и положением в Постной Триоди. В этот день торжественно празднуется Икона Божией Матери “Споручница грешных” в Николо-Хамовническом храме, у которой мне пришлось прослужить диаконом и протодиаконом целых 11 лет. Каждый вторник вечером я стоял с кадилом у чудотворной иконы и молился все эти трудных 11 лет. И в этот же день вечером, в Среду пятой седмицы Великого поста, читается Великий канон святителя Андрея Критского, который я изучал около 10 лет и по которому написал и защитил магистерскую диссертацию. Вот тебе и мистика чисел и дней! Никуда не денешься. В этот день в колокольне произошло необычное. Сырое помещение с гнилыми досками под ногами за несколько часов преобразилось в Храм Божий. Буквально на наших глазах, нашими руками, склад стал святым местом, полным благодати и радости. Мы все окропили святой водой, стали приносить иконы, подсвечники, аналои, лампады, поставили еще не освященный престол. И к вечеру глазам не поверили – настоящий Храм, как в глубокой древности – “обыденский”, то есть построенный за один день. И уж когда начали служить службу Стояния Марии Египетской, читали Великий канон, то без слез не обошлось. И разве мы что-то придумывали, изыскивали “режиссуру”, когда повесив на восточную стену икону Владимирской Божией Матери, мы своими глазами стали созерцать житие святой Марии Египетской и читали те самые слова о том, что невидимая сила не пускала ее в Храм Гроба Господня поклониться Животворящему Древу. Ведь нас тоже невидимая сила не пускает в храм. Мы стоим в притворе-колокольне, а войти дальше не можем. Что, как не наши грехи, не пускают нас? Гостелерадио только инструмент по попущению Божию данный нам для принесения искреннего и подлинного покаяния. И если оно будет, то Пречистая Богородица, именно “Споручница грешных”, как сказано в житии Марии Египетской, - пропустит нас вперед. Хотим и смиренно просим: Прости нас, Владычица Богородица, пусти и нас дальше пройти в храм…
Прот. Сергий Правдолюбов. 25 августа 2003 года.
|