Праздник Успения
Home Up Рождество Преображение Неделя о Страшном Суде 2-я неделя великого поста О Празднике Святой Пасхи Праздник Успения Предпразднство На Рождество Христово Архив В неделю четвертую по Пасхе

 

ПРАЗДНИК УСПЕНИЯ.

 

 

28 августа по новому стилю празднуется праздник Успения Пресвятой Богородицы. Мы так привыкли к названию “Успенский собор Московского Кремля”, “Успенская Почаевская лавра”, “Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь” и др., что не задумываемся о самом значении слова “Успение”. В день Успения разрешается двухнедельный строгий Успенский пост, все верующие радуются, торжествуют, едят вкусную скоромную пищу и “принимают по чаше вина”, как написано в церковном уставе. Между тем, вспоминается нечто противоположное всякому ликованию и торжеству: вспоминается день смерти Пресвятой Богородицы! День смерти, ставший праздником! Почему же радость и праздник?

Смерть так страшна и ужасна, так безысходна и трагична, что современный человек всеми силами своего ума, даже подсознательно вытесняет ее и все, что связано с ней из своего сознания. В его мировоззрении нет ей места. Как ребенок, который уверен, что если глазки закрыть, то ничего страшного он и не увидит. Мы убегаем от мужественного осознания конца своей жизни, а ведь мы все “смертники”, приговоренные к неизбежной смерти. Чуть раньше или чуть позже — это не имеет значения. Находятся какие-то странные обманные слова: “ушел из жизни”. Как это ушел? Кто ушел и куда ушел?

Отзывчивые и трепетные душой люди не могли пройти мимо этой страшной обреченности и проблемы бытия и небытия. Их ум вопрошал, кричал, требовал ответа. Даже уйдя от христианства в “бытие как музей”, русский философ Н. Федоров всей душой требовал непременного воскрешения всех умерших людей какой-то непонятной научно-технической работой всех живущих над этим общим человеческим делом. Ф. М. Достоевский, говоривший, что он через большие тернии и муки прошел к признанию Христа как Бога, оставил нам в “Дневнике писателя” след своих исканий: небольшую, в две странички, статью “Приговор”. В ней, строго следуя законам логики и сознания человеческого достоинства, нравственной человеческой личности, писатель показал, что нельзя жить без безсмертия. Кратчайший отрывочек времени, называющийся “жизнью”, есть издевательство над человеком. Выход только один — самоубийство. Достоевский был в ужасе, когда узнал, что после публикации очередного выпуска “Дневника писателя” по Петербургу буквально прокатилась волна самоубийств. И уже в следующем номере он разъяснял, что выход он видит в христианстве, в вере в Бога, в его спасении всех людей. И это так очевидно, что он не счел нужным написать об этом в статье “Приговор”.

Успение” — это славянское слово от глагола “спать”. “Успение” — значит “засыпание”. Успение — это преодоление смерти, легчайший вид смерти. Так назвал смерть сам Господь Иисус Христос, когда сказал: “Лазарь, друг наш, уснул, но Я иду разбудить его”. И Он воскресил человека, четыре дня пролежавшего в пещере и уже смердящего. Как поется в церковном песнопении: “Другом Своим показывая всем нам — как произойдет всеобщее воскресение”.

Н. Федоров напрасно волновался и переживал: воскресит нас всех Сам Господь. От нас только требуется вера и стремление к Богу, разворачивание в краткое время земного нашего бытия тех возможностей и навыков, которые потребуются нам в вечности.

На праздник Успения мы празднуем “переход” от этой жизни к Жизни Вечной Той, Которая послужила на земле великому Таинству Воплощения Бога на земле: Пресвятой Богородицы. Смерть преодолена Ее Божественным Сыном. Он воскрес и всех нас воскресит, но смерть Его же повелением мы должны перенести. И Свою Пречистую Матерь Он не изъял из этого всеобщего закона для всех людей. “Смерть грешников люта” — поет псалмопевец Давид, а праведников и святых, и больше всех Пресвятой Богородицы — легка и блаженна: поистине ее можно назвать засыпанием, “успением”. В древности христиане надевали светлые одежды и были исполнены радости (хотя и печальной радости от неизбежной разлуки) в день смерти своих близких. В истории христианства чаще всего не фиксировался день рождения, большинство дней памяти святых — это день их блаженной кончины, день смерти, лишенной безысходности и трагичности, потому что “Бог смерти не сотворил”: это люди своими грехами вызвали ее существование. Христос победил смерть: Своею “смертию смерть поправ”.

В празднике Успения Пресвятой Богородицы есть очень важное составляющее. После погребальных песнопений и прощания учеников, после того, как в Гефсимании, в пещере положили Ее Пречистое тело, три дня ученики Спасителя пребывали в молитве и псалмопении. На третий день апостол Фома, прибывший после всех, захотел увидеть Пречистую Богородицу и проститься с ней, хотя бы и в пещере. Но когда отвалили камень от пещеры, тела Богородицы в ней не было. Церковь свято верит, что Господь взял ее тело в Свое, иное пространство, — Царство Небесное, — до всеобщего конца земной истории, и она пребывает сейчас в том пространстве во всей полноте своего естества: душою и телом вместе. Это было тайное Воскресение — соединение души и тела в другом, неземном пространстве.

Самое парадоксальное содержится в том, что не только одна Пресвятая Богородица сподобилась такого соединения души и тела и пребывания с телом в ином пространстве. Описаны в житиях святых несколько случаев сподобления такой же великой тайны бытия до всеобщего Воскресения.

Глядя на величественный Успенский собор Московского кремля, вспоминая множество других, любимых русскими людьми, Успенских храмов и монастырей,— приглушим свою неизбежную тоску и томление всеобщего разочарования, пессимизма и уныния. Может быть проблема жизни и смерти давно решена? Мир вовсе не страшен и безысходно трагичен? Христиане вовсе не спекулянты на человеческих чувствах. Они трепетно берегут и пытаются передать из поколения в поколение ту веру и то знание, которое было дано всем людям, всем без исключения. Смерть перешла в Успение, душа не умирает. И пройдет какое-то время, определенное Богом для всех людей, история Старой Земли закончится, и наше тело воскреснет и соединится со своей душой в другом пространстве так же, как это произошло с Пресвятой Богородицей через три дня после ее кончины. А так мало людей в храмах, так тихо слышен их голос только потому, что Бог никогда никого не спасает силой. Не рев стадиона нужен для проповеди, а простое слово от сердца к сердцу. И если бы вы знали, как легко на душе и как крылато и светло живется тому, кто кается, кто стремится к праведной жизни, борется с грехом. В надежде на милосердие Божие он уповает на то, что его ждет не смерть, а успение: праздничная радость перехода к Богу, в Его пространство, к Его Отцовской Любви!

 

                                                           Протоиерей Сергий Правдолюбов,

                                                           магистр Богословия. 27/08/02

 

 

 
Сайт управляется системой uCoz