Преображение
Home Up Рождество Преображение Неделя о Страшном Суде 2-я неделя великого поста О Празднике Святой Пасхи Праздник Успения Предпразднство На Рождество Христово Архив В неделю четвертую по Пасхе

 

Проповедь в день праздника Преображения Господня 2001 года,

произнесенная в Храме Христа Спасителя на Патриаршем Богослужении

по запричастном стихе Божественной Литургии

   

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

 

Сегодня Святая Церковь празднует великий двунадесятый праздник Преображения Господня. «Преображение» - это значит «Изменение образа», «изменение вида» Господа нашего Иисуса Христа.

Незадолго до Своих страданий Господь наш Иисус Христос взял трех учеников, Петра, Иакова и Иоанна, и возвел их на гору Фавор, на которой Он хотел помолиться. Господь часто уединялся для молитвы или в пустыню, или на гору, или на морской берег, где не было народа. Вот и здесь, поднялся Он с учениками на эту гору на исходе дня. Всю ночь Господь пребывал на молитве, уже приближался рассвет, как поется в богослужении Праздника, и прежде восхода солнечного, возсияло Солнце правды Христос Бог наш. Греки и сейчас, глядя на восход солнца, говорят: «Христос восходит».

Что же произошло?

«Видение лика Его изменилось, а одежды сделались белыми как свет, как белильщик на земле не может выбелить...»

Возсиял Свет Невещественный, Свет не земой, но Божественный, всегда присущий Господу нашему Иисус Христу. «Сияние Божественного шума» разбудило учеников, они в страхе созерцали происшедшее. Тогда Апостолы увидели святых пророков Моисея и Илию, стоящих около Господа и беседующих с Ним.

Святой апостол Петр стал говорить с Божественным Учителем, сказав: Господи, хорошо нам здесь быть. Сотворим три кущи, - одну Тебе, другую – Моисею, и третью – Илии, не зная, что он сказал. В это время облако закрыло вершину горы и из облака раздался Таинственный Голос, говорящий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его послушайте». И когда облако скрылось, то уже исчез свет, и пророки, и всё стало, как обычно. И, спускаясь с горы, Господь сказал ученикам, чтобы они никому пока об этом не говорили до тех пор, пока Он из мертвых не воскреснет.

Вот это событие Святая Церковь ныне вспоминает и как бы присутствует мысленными очами, сердцем, душою на святой горе Фавор.

Смысл и назидание этого события находятся в Тропаре и Кондаке Праздника. «Да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее Сияние». Совершенно четко и определенно с древнейших времен поет эти слова Святая Соборная и Апостольская Церковь.

Некоторые еще в очень давние времена по разному думали о Господе нашем Иисусе Христе. Одни говорили – чей Он сын? Другие вообще отошли, когда Господь сказал: «Я есть Хлеб, сошедший с небес». Святая Церковь не устаёт учить нас об истинности Богосыновства Господа нашего Иисуса Христа в песнопениях праздника. «Да возсияет и нам грешным Свет ТВОЙ ПРИСНОСУЩНЫЙ». Свет не Бога Отца, не свет, полученный свыше, а свет ТВОЙ, Господи, ибо Ты единосущен Отцу! Ты Себя умалил и сошел низу, родился на земле от Приснодевы Марии, чтобы спасти всех людей. «Не оставль недра Отча, и нашу нищету посетив...» «Славу ТВОЮ, Христе БОЖЕ, видеша», «показавый ученикам Твоим Славу Твою», - не славу Бога Отца, а славу ТВОЮ! «Светодавче, слава Тебе!» Господь Сам даёт Свет, а не принимает его от Отца. «Присносущный», - значит всегда существующий, никогда не оскудевающий. Господь только приоткрыл «славу Свою», чуть-чуть показал неизреченный и нетварный Свет Своим ученикам. Они видели столько, сколько смогли. «Не может человек увидеть Бога и остаться в живых», - написано в Священном Писании. 

Да возсияет и нам грешным Свет Твой присносущный, Свет православного богословия, не оскудевающий светить нам от Фавора до наших дней. Потеряем православную веру, оскудеет и Свет, останемся во тьме кромешной «кроме Бога и Света Божественного». Вот почему Святая Церковь повторяет и повторяет нам из века в век, из года в год одни и те же слова, чтобы мы помнили их и не утеряли нашей веры, хранили благодатное преемство с Апостолами во все времена и во все сроки, отпущенные существованию Святой Церкви на земле. Помоги нам, Господи сохранить православную веру в чистоте и неповрежденности!

Нельзя не вспомнить в этот святой день славную годовщину Освящения этого Святого Храма Христа Спасителя. Для тех, кто был здесь год назад, никогда не забудется происшедшее на наших глазах чудо. – Как на полях сражений идут полки со знамёнами, так шли Крестные ходы из всех храмов Москвы, собираясь не на битву а на Священнодействие – Сошествие Святаго Духа, Очищение и Освящение нереально быстро построенного, словно выросшего из другого пространства высокого белого Храма в самом центре столицы. Все земное пройдет и забудется,  но Храм-то стоит. Год назад он принял освящение от рук Первосвятителя и Новая Жертва Богу не была отвергнута, Господь принял Её. И мы все – разве не свидетели этого чуда?

И на следующий день произошло другое чудо – здесь, в новоосвященном Храме, были прославлены сотни и тысячи новомучеников и исповедников Российских. Со всей, присущей святой Церкви, ясностью и определенностью, было провозглашено Соборным голосом Церкви прославление ВСЕХ в вере и чистоте сердечной пострадавших в ХХ веке за Христа и Его Святую Церковь. ВСЕХ, а это сотни тысяч, может быть, миллионы православных христиан, мирян и священнослужителей, здесь были признаны и объявлены святыми, голос их слился с голосами всех святых земли в молитве пред Богом. Поименно мы узнали только около тысячи новых святых, но другой канонизации не потребуется тем, чьи имена, выявленные Святой Церковью, будут, как ручейки, вливаться в могучую реку русской и российской святости, питающей нашу страну, всех нас, дающей благодатные силы жить и появляться новым святым уже ХХI века.

Господи! Благодарим Тебя за великую Твою милость к нам! Пусть Свет Твой, Господи, знаменается и на нас, воспевающих Твои великие благодеяния к нам, явленные нам чудеса, которые невозможно не видеть. Свет Преображения Господня да преобразит и просветит всех нас, выведет из бездны уныния и печали, даст силы и бодрость всем любящим Господа совершать свое жизненное поприще.

«Да возсияет и нам, грешным, свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, Слава Тебе».

Аминь.

  Протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ

 19 августа 2001 г

 

 
Сайт управляется системой uCoz