В неделю четвертую по Пасхе
Home Up Рождество Преображение Неделя о Страшном Суде 2-я неделя великого поста О Празднике Святой Пасхи Праздник Успения Предпразднство На Рождество Христово Архив В неделю четвертую по Пасхе

 

Проповедь

 

В неделю четвертую по Пасхе, о расслабленном (Ин. V, 1-5),

произнесенная священником Николаем Кабановым 18 мая 2003 года

в Патриаршем Богоявленском Соборе г. Москвы на Божественной Литургии,

возглавляемой Высокопреосвященнейшим Митрополитом Солнечногорским

СЕРГИЕМ

 

 

 

Христос воскресе!

 

Дорогие братья и сестры! В четвертое воскресение по Пасхе Святая Церковь предлагает нам евангельское чтение о расслабленном. Иисус Христос приходит на праздник в Иерусалим и посещает Овчую купальню, которая именовалась Домом Милосердия. Как повествует нам апостол и евангелист Иоанн Богослов: "Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал". По этой причине множество людей, больных разными недугами, собиралось вокруг купальни в ожидании исцеления.

Мы видим, что милосердие Божие никогда не оставляло человека: святой Иоанн Златоуст подчеркивает, что целебная сила была присуща не самой воде, но ангел Господень сходил и освящал ее. Но до пришествия Господа Иисуса Христа действие божественной благодати было ограниченным. Так, мы видим, что расслабленный просидел у купели 38 лет и не смог получить исцеления, и таких, по всей вероятности, было много.

Взирая на эту картину важно понять ее глубинный смысл. По слову Златоуста, купальня Дома милосердия прообразует купель Святого Крещения, которую Господь благоволил оставить нам как вход в Царство Небесное. И там, и здесь вода, освящаемая свыше, и множество народа, собранное вокруг нее. Но если на Овчей купальне она исцеляет телесные, то есть временные, недуги и исцеленных оказывается мало, то вода Святого Крещения исцеляет от греха, то есть делает приходящего наследником вечных благ, и "хотя бы стеклась вся вселенная, благодать ее не оскудевает и сила ее не истощается". Но все это откроется только после Искупительной Жертвы и Воскресения Господа Иисуса Христа, а пока Он приходит на Овчую купальню и исцеляет расслабленного.

Здесь нужно заметить, что Евангелие содержит множество примеров исцелений, которые сотворил Господь. Но мы должны четко сознавать, что все они имеют, если можно так выразиться, вспомогательное значение и призваны свидетельствовать об истинности Христа-Мессии и утвердить Благовестие о Царствии Небесном, которое Он принес людям. Так, на вопрос посланных Иоанном Крестителем: "Ты ли Тот, кто должен прийти, или ожидать нам другого?" - Иисус Христос ответил: "Скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, и блажен, кто не соблазнится о Мне" (Мф. II, 4-6).

Еще один момент присутствует в исцелении расслабленного, общий многим евангельским исцелениям: оно совершается в субботу. Читая Евангелие, можно подумать, что Иисус Христос делает это назло фарисеям. Но поскольку злые чувства противны божественной природе Спасителя, мы должны найти другое объяснение этому факту.

Суббота почиталась иудеями как день покоя: в этом они подражали Богу, Который, согласно Книге Бытия, в день седьмой почил от трудов творенья. Иудеи понимали покой как абсолютное бездействие и старались соблюсти его с максимальной полнотой в своей повседневной жизни. Иисус Христос неоднократно показывал им, что это невозможно, и обычно оборачивается лицемерием, поскольку даже в день покоя (праздника) человек не может отрешиться от многих бытовых забот. В Евангелии Он указал нам другой путь подражания Богу: "Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд" (Лк. VI, 36). И в христианской литературе слово "субботствовать", то есть покоиться, получило новый смысл: уклоняться от зла и творить добро. Такое субботство мы должны творить не только в день покоя (для нас, христиан, День Господень - Воскресенье), но и в любой другой день, то есть чтобы наша христианская жизнь по установлениям Православной Церкви была исполнена духом милосердия и любви.

"Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего худшего". Это предупреждение исцеленному Господа, Который "Сам знал, что в человеке", наводит толкователей (святой Иоанн Златоуст, блаженный Феофилакт Болгарский) на мысль, что причиной его болезни были грехи. И в этом глубокая правда. Конечно, многие одержащие нас болезни, и телесные, и, тем более, душевные, коренятся в нашей греховной жизни, и даже если человек сам по себе не согрешает, грех рода и человечества может преследовать его различными недугами.

Но для нас важнее понять другое. Поскольку Овчая купальня является прообразом Святого Крещения, то слова Господа Иисуса Христа приобретают особый смысл. В Крещении человек исцеляется от духовной расслабленности, отчужденности от Бога и рабства греху, получает одежду нетления, вводящую в Жизнь Вечную. И Господь призывает его и нас с вами, дорогие братья и сестры, к праведной жизни. А слова о "худшем" дают понять, что последствие греха после Крещения гораздо серьезнее, чем до него. Если грехи евангельского расслабленного лишили его здоровья телесного, то после крещения они лишают нас вечных благ.

Будем же обо всем этом помнить, дорогие братья и сестры,

 

Христос воскресе!

 
Сайт управляется системой uCoz