Предпразднство
Home Up Рождество Преображение Неделя о Страшном Суде 2-я неделя великого поста О Празднике Святой Пасхи Праздник Успения Предпразднство На Рождество Христово Архив В неделю четвертую по Пасхе

 

ГОТОВИСЯ, ВИФЛЕЕМЕ

 

                                                            Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

“Готовися, Вифлееме, отверзися всем Эдеме, красуйся, Евфрафо, яко Древо Живота в вертепе процвете от Девы: рай бо Оноя чрево явися мысленный, в немже Божественный Сад, от Негоже ядше, живи будем, не якоже Адам умрем: Христос раждается, прежде падший возставити образ”.

Дорогие братья и сестры!

Сегодня началось Предпразднство Рождества Христова, которое целых пять дней готовит нас к великому и радостному празднику Рождества Христова. И в эти дни поется специальный тропарь, тропарь Предпразднства, в котором выражается самая суть будущего праздника.

О чем же говорит нам этот тропарь?

Он приглашает нас и всю тварь приготовиться к тому, что произойдет через несколько дней, он и говорит о том – что же произойдет.

Обратимся к тексту:

Готовися, Вифлееме, – приготовься, Вифлеем! Приготовься к встрече Богоотроковицы Марии, Которая вместе со старцем Иосифом путешествует в Вифлеем, где, по свидетельству пророка, должен родиться Христос.

...Красуйся, Евфрафо, – укрась себя как на праздник, встречай не в обыденности и суете, а празднично! Евфрафа – это древнее название всей области Вифлеема, Вифлеемской земли. То есть не только один Вифлеем, а вся та область земли – украшай себя и встречай грядущего к тебе Господа и Бога и Творца всяческих, хотящего родиться в тебе.

А почему, зачем такие призывы? Что должно произойти? –

Готовися, Вифлееме, – отверзися всем Эдеме!

Красуйся, Евфрафо, - яко Древо Живота в вертепе процвете от Девы...

Слова “Эдем” и “Древо Живота”, т. е. “Древо Жизни”, возвращают нас к самым истокам человеческой истории. Бог сотворил человека и поселил его в Раю. Эдем – это другое название того же самого Рая. Первые люди, Адам и Ева, населяли этот Рай. И Бог был с ними, и они были с Богом, и наслаждались общением с Ним. Но что произошло потом? – Адам и Ева впали в грех, они поверили змию, поверили в то, что Бог не хочет их совершенства, и поэтому запретил им есть плоды от Древа Познания добра и зла. Совершив грех и не раскаявшись в нем, люди сами лишили себя общения с Богом, и были изгнаны Им из Рая:

“И сказал Господь Бог: вот Адам... знает добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей и не взял также от Дерева Жизни и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Эдемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Эдемского Херувима и пламенный меч вращающийся, чтобы охранять путь к Дереву Жизни” (Быт. 3, 22–24). Так закрылся Рай для людей.

Но вот, по прошествии многих времен, Бог, Бог Слово, становится Человеком, рождается от предуготованной и веками готовящейся к принятию Бога – Плоти Человеческой – Богоотроковицы Марии. Она стала достойной этого. Она сказала – “Да, я – раба Господня, пусть будет мне по слову твоему” (Лк. 1, 38), – “И Слово стало плотию” (Ин. 1, 14). И мы теперь празднуем, можем праздновать Рождество Бога Слова, Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.

И в сегодняшнем тропаре вдохновенный песнотворец как бы оборачивается в самую глубину истории, видит Рай, – Эдем, и, можно сказать, “сцепляет” (симвалло), духовно-символически соединяет эти два события, наглядно показывает: почему они едины, почему они – об одном.

Готовися, Вифлееме, – отверзися всем Эдеме!

“Отверзися всем Эдеме”. – С рождением Богочеловека Иисуса Христа открылся, “отверзся” Рай для всех, потому что грех Адама Господь взял на Себя, грехи всех людей искупил Своей крестной смертью. Он сказал благоразумному разбойнику, пожалевшему Его и увидевшему в самом большом уничижении Божество Христа, – “Ныне же со Мною будешь в Раю” (Лк. 23, 43). Так отверзся Рай, разбойник первый вошел в него. Сошел Христос во ад и всех вывел оттуда с Собой: Адама и Еву, и всех, кто захотел, – все множество живших до этого людей. И это произошло из-за Рождения Христа, из-за того, что Он пришел на землю спасти всех. И с Его Рождением открывается Рай, – так поет песнотворец.

Готовися, Вифлееме, – отверзися всем Эдеме!

Красуйся, Евфрафо, - яко Древо Живота в вертепе процвете от Девы...

“Древо Живота” – это и есть древний символ. От Древа в Раю, вкушая плодов его, можно было приобрести безсмертие. Вот это Древо как бы вышло из Рая на землю и Младенцем Божественным вселилось на земле. И это Древо Жизни – Христос Бог наш! А где Бог – там и Рай. И если Бог сошел и воплотился, то и Рай теперь там, где Он сейчас на земле – в Вифлееме. И где в Вифлееме, – в вертепе: яко Древо Живота в вертепе процвете от Девы... “Процвете” – значит выросло, пустило ветви с листьями и расцвело. Откуда процвело, из чего выросло? – Из Девы! Потому что:

“Рай бо Оноя чрево явися мысленный, в немже Божественный Сад”, – как бы разъясняет и подробнее говорит песнопевец. “Божественный Сад” – это по-славянски “Саждение”, то есть то, что “посадили”, что растет и вырастает. “Сад”, по-славянски, и есть “растение”, “дерево”. “Божественный Сад” – это Христос. Божественным Он назван потому, что Он не человеком “посажен”, это “Саждение Небесное”. Чрево Пресвятой Богородицы названо Раем потому, что как из земли вырастает дерево, так из чрева – плоть. Из райской земли – Древо Жизни, – из чрева Богородицы – человеческая Плоть Богочеловека Христа.

Рай бо Оноя чрево явися мысленный...

Рай назван “мысленным” потому, что он – втайне, он явлен не для всех людей. Бог “тайно родился”. Потому и “мысленно”, другими словами это значит “ноэтически”, “умно”, что значит “духовно-символически”. Этот Рай является духовно-мысленным, но он не менее славен, чем первый Рай. Первый Рай был не только для себя, он был и образом или “прообразом” второго, Который сейчас – в вертепе.

Рай бо Оноя чрево явися мысленный, в немже Божественный Сад,

от Негоже ядше, живи будем, не якоже Адам умрем...

Вот Оно, Райское Древо Жизни, от вкушения плодов Которого человек мог стать безсмертным – Христос Бог наш, Который отдал Себя за нас, Который делает нас общниками Себя, Своего безсмертия, Своего Божества. – “Тело Христово приимите, источника безсмертнаго вкусите” – поет Святая Церковь. В Божественной Евхаристии мы вкушаем Его Пречистое Тело и Святую Кровь. Об этом и говорит Песнотворец: “От Негоже ядши живи будем, не якоже Адам умрем”.

Адам согрешил и стал смертным, потому что сделанный грех рождает смерть (Рим. 7, 5). Там где грех – там и смерть. Человек, который грешит, – отступает от Бога. А жизнь существует только в Боге и кому Бог ее дает. И человек отступает от Жизни – от Бога, потому и умирает. Так умер Адам. Но мы уже не умираем так, как Адам. Грехи наши взял на Себя наш Спаситель. Он умер за нас. Воскрес – для нас. И приобщает нас к Себе, питая нас Своим Телом и Пречистой Кровию. – “Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь – во Мне пребывает, и Аз в нем” (Ин. 6, 56). “Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь – имеет Жизнь вечную” (Ин. 6, 54). И всех нас, каждого из нас воскресит Он, как неотъемлемую часть Своего Таинственного Божественного Тела.

Вот в чем смысл символа “Божественный Сад”. Это “Древо Жизни”, это “Божественное Саждение” рождается-произрастает в Раю-Чреве Девы в вифлеемском вертепе.

И как кончается тропарь? – Вдохновенный песнотворец-поэт наконец называет по имени это Древо Жизни, говорит ясно и открыто: “Христос раждается, прежде падший возставити образ”. По-гречески “возстать” и “воскреснуть” – одно и то же слово. Здесь смысл такой: возставить или поднять упавшего, то есть возстановить умершего от греха человека, воскресить его, вновь дать ему жизнь, и жизнь безсмертную – для этого Христос родился!

Так в немногих словах святой Песнотворец показал нам смысл Рождества Богочеловека Христа, призвал нас к радости, призвал к участию в безсмертной жизни. И мы, слушая это песнопение, должны понимать каждое его прекраснейшее слово, каждый смысл, каждый образ-символ, и радоваться всей душой вместе со всей Церковью Рождеству Христову, Его Божественному Воплощению. Аминь.

 

(Произнесена в Николо-Хамовническом храме 1 января 1980 года, на вечерней службе. Напечатана с редакторскими изменениями в Журнале Московской Патриархии, 1983, № 1. С. 40–41)

 

Протоиерей Сергий Правдолюбов

02/01/2003.

 
Сайт управляется системой uCoz