На Рождество Христово
Home Up Рождество Преображение Неделя о Страшном Суде 2-я неделя великого поста О Празднике Святой Пасхи Праздник Успения Предпразднство На Рождество Христово Архив В неделю четвертую по Пасхе

 

Проповедь на Рождество Христово 

          Тихим и незаметным стало пришествие в мир Спасителя. В пещере для скота, в яслях для корма животных лежит Христос, повитый пеленами. Мудрецы-иностранцы издалека пришли поклониться Ему, водимые звездой. Бедные пастухи, пасшие ночью овечек, узнают благую весть от ангелов и спешат к Царю, лежащему на соломе. Где величие? Где торжественная встреча Того, Кто является “чаянием языков”, т.е. упованием, надеждой народов, всего человечества? Христос тих и незаметен. Величие тайны воплощения Бога не нуждается во внешней грандиозности. Сегодня высочайшая слава Божия явлена в Его великом смирении, Его умалении до человека, до пеленок, до слабости младенца. “Христос раждается – славите!”. Слава Божия не нуждается в поклонниках, от наших славословий она не возрастает. Наш слабый ум не в силах вместить, осознать величие происходящего в полноте, но мы сами нуждаемся в том, чтобы хотя отчасти понять, что сделал для нас Бог, для чего Он воплотился, как нужен нам этот Младенец, лежащий в яслях.

          Святитель Феофан Затворник говорит, что наша радость, или отсутствие ее в праздник Рождества Христова – пробный камень нашего отношения к Богу. Радоваться о Рождении Христа мы должны так, как радуются погибающие о своем неожиданном спасении. Вывод из слов святителя такой: если нас сегодня не наполняет радость, значит, мы еще не поняли, что значит для нас Христос, от чего Он пришел нас спасти. Значит, мы еще не восприняли родившегося Христа в своем сердце, оно не чувствует Божией милости, как не чувствует и своей погибели. Это состояние иначе называется смертью души: когда человек не чувствует: болен он, или здоров? – только когда он мертв. Если же ты понимаешь, не умом только, но в самой глубине души чувствуешь, что ты грешник, и грехи твои тяжкие – радуйся, грешник, веселись о воплощении Бога Слова, потому что сегодня родился твой единственный Врач, чтобы исцелить тебя от греховных язв, воскресить погибающую душу твою!

        Незаметно пришел Христос на землю: Он открылся только ищущим Его. Незаметен Он и сегодня, потому что кто ищет Его? Кто увидел свою духовную болезнь? Кто отдаст себя в руки Небесного Врача? Спала земля в Рождественскую ночь – спит и сегодня смертным сном, и только страшные потрясения пробуждают некоторых, чтобы они огляделись и ужаснулись своей погибели. Что мешает нам жить спокойно и радостно, предаваясь всем земным утехам? Когда мертва душа, беспокоит только одно – тело. Оно болеет, оно стареет, оно может умереть. Что-то можно исправить лекарствами, но только на время. Что делать, когда уже и сами органы тела не в силах выполнять своего назначения, когда не помогает лечение и они выходят из строя? Нужен донор. Если заражена кровь – нужен донор с чистой кровью, останавливается сердце – нужно новое сердце. Где взять? Хотелось бы все заменить, все обновить – люди с надеждой смотрят в будущее, ждут клонированных доноров, искусственных людей. Но кто клонирует нам новую душу, чтобы заменить эту – безнадежно больную? Что увидим мы, если внутрь себя заглянем? “От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, не очищенные и не обвязанные и не смягченные елеем” (Ис. 1, 6), – таково состояние наше, изображенное пророком Исаией. Кто заменит наше сердце? Об этом просил царь Давид, говоря: “Сердце чисто созижди (т.е. создай заново) во мне, Боже”. Он же просил: “Приклони небеса Твои и сойди” (Пс. 143, 5), и Господь исполняет это: наклоняет небо и сходит на землю, становится Человеком. Не переставая быть Богом, становится во всем, как я человеком, кроме греха. Стал единственным здоровым Человеком, новым Адамом, чтобы всего меня обновить Собой. Старое уже не исправить – необходимо все новое. Если я воспринимаю Христа как своего Спасителя – в сердце своем, и с верою прошу исцелить – Он становится моим духовным донором. Он всего Себя дал мне, чтобы всего меня – от головы до ног – исцелить Собою, сделать меня новым человеком. “Яко Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам” (Ис. 9, 6) – Сын Божий дан нам! Дан нам в полноте. Мы без страха сгореть подходим к Богу, потому что Он скрыл Свой огонь Божества под естеством человеческим. В крещении Он одевает нас в Себя: “Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся” (Гал. 3, 27). Он дает нам Свое Тело и Кровь в Причастии, и наше сердце оживляется живительными токами благодати – подобно тому, как донор дает свою кровь больному, только в духовном смысле. Мы легко очищаемся в покаянии, потому что в соединении с Ним, чистым, не уживаются наши грехи. Как Он врачует! Святитель Иоанн Златоуст говорит, что когда рану лечит обычный врач, часто на теле остаются следы от раны – рубцы, а когда Господь исцеляет душу, то никаких рубцов и следов не остается – человек получает полное, совершенное исцеление. Вот зачем пришел Христос – всего Себя дать нам, обновить Собою человека, совершенно исцелить нас от наших греховных язв. Для этого Он лежит сегодня в яслях скотских, терпит младенчество, холод, нужду в чьей-то помощи. Он умалился до Человека – ради нас.

           Дай нам, Господи, почувствовать милость Твою к нам, дай нам осознать, какую полноту спасения, исцеления Ты даруешь нам, хоть мы недостойные и грешные – и мы будем славить Тебя во веки веков! Аминь.

 Священник Максим ШИТКИН

 

07/01/2003.

 
Сайт управляется системой uCoz