Начало
Home Up Начало К беседе о храме О покоянии К Р Е Щ Е Н И Е КРЕЩЕНИЕ  МЛАДЕНЦЕВ СВ[ЯЩЕННОЕ]  ПРЕДАНИЕ. Д[еревня] Крюково. О СВ[ЯТОМ] КРЕСТЕ И КР[ЕСТНОМ] ЗНАМЕНИИ О  СВ[ЯТОМ]  КРЕСТЕ  ХРИСТОВОМ БЕСЕДА  В  КРЮКОВЕ С В Я Щ Е Н С Т В О О СВЯЩЕНСТВЕ 1925 года февраля 28 дня. 16/XI - 1925 г. Воскресение. О  ПОЧИТАНИИ И  МОЛИТВЕННОМ  ПРИЗЫВАНИИ Село  Ч у ф и л о в о.

 

МИССИОНЕРСКИЙ ДНЕВНИК

(Начало)

 

 

1924 года, сентября 22 дня в Воскресенье мною проведена беседа с сектантами в храме с[ела] Ардабиева. Выступил Алексий из Лощинина и местные сектанты. Беседа об Иконах. По пропении молитвы “Отче наш” я сказал вступительное слово, приблизительно такого содержания:

Кто верит в Бога, тот должен быть в своей вере последователен. Веря в Бога, должен верить в Его слова, данные нам в Его Божественном Откровении и в особенности в Его словах о том, что истины, сообщенные Им, не оставлены на произвол судьбы, а вверены охранению особого общества людей, именуещегося Церковью. “Я создам Церковь Мою, сказал Спаситель, и врата ада не одолеют ея; и дам тебе ключи Царства Небесного”,— сказал Он апостолу Петру, а в его лице и всем Его [л. 1 об.] преемникам — епископам и пресвитерам, “и что свяжете на земле, то будет связано на небесах, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небесах (Мф. 16. 28, 19). “Слушающий вас — Меня слушает, и отвергающийся вас — Меня отвергается; а отвергающийся Меня — отвергается Пославшего Меня (Лк. 10, 16). “Если кто не послушает Церкви, то да будет он тебе как язычник и мытарь” (Мф. 18, 17). “Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны” (Евр. 13, 17).

Где же эта Церковь, которой Господь так решительно повелел повиноваться? Эта Церковь, основанная самим Христом и имеющая Его своей Главою, по сошествии Святаго Духа на Апостолов, стала распространяться во Святом граде Иерусалиме. Так в самый день Сошествия Святаго Духа “присоединилось душ около трех [Л.2.] тысяч” (Деян. 2, 41), а потом “Господь ежедневно прилагал спасаемых к Церкви” (Деян. 2, 47). Из Иерусалима Церковь стала распространяться по другим городам и весям. Так явилась она в Карфагене, Александрии, Антиохии, Риме, Константинополе, — а отсюда Греции, Сербии, Болгарии и к нам в землю Русскую.

Действительно ли Церковь отвечает словам Спасителя?

Да, отвечает. Она так же создана Самим Господом нашим Иисусом Христом, и свое главное устройство получила от святых Апостолов, каковое поддерживалось и поддерживается преемниками Апостолов — епископами и пресвитерами, получившими дар священства преемственно от самих Апостолов. И наша Православная Русская Церковь, управляемая Свят[ейшим] Патр[иархом] Тихоном, есть та же Святая, Апостольская Церковь, сохранившая в неповрежденной чистоте учение Господа и Его [Л. 2 об.] святых Апостолов несмотря на то, что в жизни своей на протяжении многих веков она видела много всяких бурь и невзгод.

Да и вообще, Церковь Христова с самого ея основания подвергалась нападкам и с внешней стороны — от язычников, и внутренней — со стороны искажающих истинное Христово учение. Так, еще при апостоле Павле были некто “Именей и Филит, которые отступили от истины и разрушали в некоторых веру” (Тим. 2, 17—18). А в последующие за Апостолами времена! Сколько было разных ересей, вроде Ария, Нестория, Евтихия, ересь иконоборческая, а в позднейшие времена — латинство, лютеранство, секты: скопцы, хлысты, штундисты, баптисты, адвентисты, толстовцы, пашковцы... Все они старались разрушить Церковь Христову, но Она осталась неодолима. Все эти ереси и секты являются орудием в руках главного врага рода человеческого — диавола, который как [Л. 3] лев рыкающий ходит, ища кого поглотить (1 Петр. 5, 8). Церковь Христова сама по себе неодолима, но нельзя этого сказать об отдельных ея членах. Им всегда грозит опасность попасть в руки диавола, оторваться от Церкви и погибнуть.

Вот почему Господь Иисус Христос Церковь Свою сравнивает с деревом. “Я есмь Лоза, а вы — ветви. Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь и оне сгорают (Ин. 15, 5—6).

Эта Лоза,— Христова Церковь,— нетленна. Это Дерево вечно будет стоять непоколебимо; но не то — ветви его. Эти ветви, если будут на Дереве (в Церкви Христовой), если будут питаться его соками (Таинство Причащения), то принесут много плода, но они могут и оторваться,— [Л. 3 об.] могут быть извергнуты вон и засохнуть, а такие ветви собирают и бросают в огонь, и оне сгорают.

Вот враг рода человеческого — диавол и принимает все меры, пускает все в ход, и ереси, и секты, чтобы как можно более оторвать ветвей от дерева и погубить их.

Вот и среди вас, братья-Христиане, стали распро-страняться сектанты, и они употребляют все меры разрушить веру православную, погубить некоторых членов Церкви. Преходят из веси в весь, дабы совратить хотя одного, и когда это случится, делают его сыном геенны (Мф. 23, 15).

Но, братие, именем Господа нашего Иисуса Христа, и как говорит апостол Павел в послании к Римлянам: “Умоляю вас, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы [Л. 4] научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу Иисусу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных” (Рим. 16, 17—18).

Сектанты только по-внешности любезны, а внутри слуги диавола. Вот что говорит тот же апостол Павел: “Лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что если сатана принимает вид ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их” (2 Кор. 11, 13—15). И далее: “Как Ианни и Иамври противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере. Но они немного успеют; [Л. 4 об.] ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось” (2 Тим. 3, 8—9).

И вот, братие-Христиане, вы действительно увидите их безумие, оно ясно обнаружится и для вас, когда мы перейдем к беседе о почитании видимой святыни в Церкви Христовой — о почитании Святых Икон.

Сектанты богохульно называют Святые иконы,— Пречистый Лик нашего Спасителя, Его Пречистой Матери и Его святых угодников, идолами, а нас, покланяющихся Господу Иисусу пред его пречистым образом,— идолопоклонниками. Но поступая так, они очевидно “уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, [л. 5] но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают” (1 Тим. 1, 6—7).

 

Беседа об иконах велась не в церкви, а на воле: в церкви, вследствие высокого купола, плохо слышно, а посему стол поставили на паперти, а народ был около паперти. Беседа шла обычным порядком. Мною указывались места из В[етхого] З[авета:] повеление сделать Херувимы в скинии и храме Соломона. Из Н[ового] З[авета:] Отношение И[исуса] Х[риста] к храму с Херуви[мами]: по Марк. 11, 17. Отношение Апост[ольских] Д[еяний]: Лук. 24, 53; Деян. 2, 46; 3, 1; 24, 11; 22, 17—18; 2 Фесс. 2, 3—4.

На всех приведенных местах сектанты не останав[ливались], и только записывали цитаты. [Л. 5 об.]. Жаль, что и я не останавливал их. Лучше бы дело поставить примерно так:

Мр. 11, 17. Христос уважал храм. Он называл его “Домом Моим”. Почему же вы не считаете его домом Господа, домом Божиим? Значит вы не идете за Христом, не последователи Его. Храм для Христа был “Домом молитвы”, а для вас почему он не дом молитвы, вы почему в нем не молитесь? “Для всех народов...” — кроме вас, значит! Вы себя не причисляете к народам, о которых говорит Христос. Какие же вы после этого христиане?!

Лк. 24, 53. Апостолы всегда пребывали в храме, прославляя и благословляя Бога, а вы, сектанты, почему не ходите в храм [Л. 6] прославлять Бога? Или вы Апостолов не знаете, или для вас нет обязанности подражать Апостолам. И так далее ... ...

 

Сектантами беседа велась довольно вяло. Очевидно Алексей себя чувствовал плохо. Он часто возвращался к одному: “Надо вопрос ребром поставить: где в Новом Завете заповедь делать иконы: без заповеди человек не живет”. Евр. 9, 5, 8, 11 ими не приводились. Далее Исх. 20, 2—5 и Втор. 5, 6—9 они не шли. Последним якорем они избрали Рим. 1, 21—23. И возвращались к нему несколько раз. В последний раз мною подробно было разобрано это место. Особенно отмечено, что мы, [Л. 6 об.] истинные последователи Христа, никогда не покланялись ни птицам, ни четвероногим, ни пресмыкающимся. В конце заключит[ельной] речи были приведены слова Апостола 2 Петр. 3, 16, 17.

Характерно, когда во время беседы из толпы были заданы вопросы:Скажи, Алексей, как вы себя считаете — грешными или святыми?”, Алексей долго говорил, что вкратце можно выразить так:

Грех с нас снят, но жало греха осталось.

Ты насчет жала погоди, а скажи: вы святые или грешные?

Ответа дано не было. Тогда я за них ответил:

Собеседник поставлен в безвыходное положение: если он ответит — “мы грешны”, вы скажете,— какая же между нами разница. А если скажет: “святые, безгрешные”, то будет говорить против слова Божия (1 Ин. 1, 8, 9).

Много можно пожелать лучшего для беседы, но она все-таки оставила очень хорошее впечатление на слушателей-православных. Члены приходского совета обступили меня и просили меня приехать к ним еще, послужить обедню, а после обедни побеседовать. Я обещал, и они благодарили.

 

Записано 1924 г., окт[ября] 8/21 дня.

 

Прот. Мих[аил] Дмитрев.

 
Сайт управляется системой uCoz