|
МИССИОНЕРСКИЙ ДНЕВНИК (Двенадцатый файл. Лл.: 28 — 30)
[Л. 28] [ О СВЯЩЕНСТВЕ ]
II.
1. И в Нов[ом] Завете священствовать может не всякий, а только избранный и поставленный. Мр. 3, 13—15; [Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. 14 И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, 15 и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов;] Лк. 6, 13; [Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами:] 10, 1; [После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти,] Ин. 15, 16, 20, 21; [ Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам... 20 Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. 21 Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня.] 1 Тим. 1, 1; [Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей,] Гал. 1, 1; [Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых,] Евр. 5, 4. [И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон.]
2. На священнническое служение [человек] поставляется чрез возложение рук с молитвою, в которой подается особый дар Св. Духа: Деян. 6, 6; [ их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки.] 14, 23; [Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали.] 1 Тим. 4, 14; [Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.] 5, 22; [Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым.] 2 Тим. 1, 6; [По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение;] Тит. 1, 5; [Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал:] Деян. 8, 18—23; [Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, 19 говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго. 20 Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. 21 Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом. 22 Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, опустится тебе помысел сердца твоего; 23 ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды.] 20, 28. [Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.]
И в Н[овом] З[авете] священнослужители, как лица священные, служат “для славы и благолепия” с покрытыми головами. Лев. 8, 13; [И привел Моисей сынов Аароновых, и одел их в хитоны, и опоясал их поясом, и возложил на них кидары, как повелел Господь Моисею.]Исх. 28, 40; [сделай и сынам Аароновым хитоны, сделай им поясы, и головные повязки сделай им для славы и благолепия,]Зах. 6, 11; [возьми у них серебро и золото и сделай венцы, и возложи на голову Иисуса, сына Иоседекова, иерея великого,]Откр. 4, 4. [И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы.]
Для внешняго отличия от пасомых пастыри носят особую одежду [Л. 28 об.] и длинные волосы в подражание Христу, Апостолам и др[угим] угодникам Божиим. Ин. 19, 23; [Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху.]Деян. 22, 8, 21, 24; [Я отвечал: кто Ты, Господи? Он сказал мне: Я Иисус Назорей, Которого ты гонишь... 21 И Он сказал мне: иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам... 24 Взяв их, очистись с ними, и возьми на себя издержки на жертву за них, чтобы остригли себе голову, и узнают все, что слышанное ими о тебе несправедливо, но что и сам ты продолжаешь соблюдать закон.]18, 18; [Павел, пробыв еще довольно дней, простился с братиями и отплыл в Сирию, - и с ним Акила и Прискилла, - остригши голову в Кенхреях, по обету.] Числ. 6, 5; [Во все дни обета назорейства его бритва не должна касаться головы его; до исполнения дней, на которые он посвятил себя в назореи Господу, свят он: должен растить волосы на голове своей.] Суд. 13, 5. [ибо вот, ты зачнешь и родишь сына, и бритва не коснется головы его, потому что от самого чрева младенец сей будет назорей Божий, и он начнет спасать Израиля от руки Филистимлян.] 2. [ Цифра 2 повторена в рукописи: 2. уже было, см. выше.—п. С. П.]Только св. Апостолы, получившие Св. Духа в день Пятидесятницы и пастыри Церкви, принявшие преемственное от них рукоположение, имеют право:
а) учить истинам веры, Мр. 3, 13; [Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему.] Мф. 10, 6—7; [а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; 7 ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное;] 28, 19—20; [19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, 20 уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.] [В тексте ошибочно указаны стихи: 11—12.— п. С. П.] 1 Тим. 5, 17; [Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении.] 2 Тим. 4, 2; [ проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.] Тит. 1, 9; [ держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать.] 1 Кор. 12, 28—30. [И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. 29 Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? 30 Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?]
б) священнодействовать, оставлять или отпускать людям грехи. Лк. 22, 19; [И, взяв хлеб и благодарив, преломил и по-дал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.] Мф. 28, 19; [Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,] 1 Кор. 4, 1; [Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих.] Иак. 5, 14; [Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.] Еф. 4, 11—12; [И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, 12 к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова,] и Мф. 16, 18—19; [ и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; 19 и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.] 18, 18; [Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.] Ин. 20, 21—23; [Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. 22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. 23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.] Деян. 19, 18. [ Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои.] [Л. 29]. в) управлять людьми в деле веры. Лк. 10, 16; [Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня.] Деян. 5, 1—10; [Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, 2 утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов. 3 Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? 4 Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу. 5 Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это. 6 И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили. 7 Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся. 8 Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько. 9 Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут. 10 Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее.] 1 Петр. 5, 1—2, 5; [Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: 2 пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия,] 1 Тим. 5, 17; [Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении.] 2 Тим. 4, 2; [проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.] Тит. 2, 15; [Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя.] Евр. 13, 17, [ Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.] и как старшие в делах веры благословлять людей. Лк. 10, 16; [Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня.] 24, 50; [И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их.] Евр. 7, 7. [Без всякого же прекословия меньший благословляется большим.]
3. Новозаветное священство должно получать содержание от верующего народа. Лк. 8, 2—3; [и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, 3 и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим.] 10, 7; [В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом.] Ин. 12, 6; [Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.] 1 Кор. 9, 7, 13—14; [ Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? ...13 Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? 14 Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования.] 2 Кор. 11, 8—9; [Другим церквам я причинял издержки, получая от них содержание для служения вам; и, будучи у вас, хотя терпел недостаток, никому не докучал, 9 ибо недостаток мой восполнили братия, пришедшие из Македонии; да и во всем я старался и постараюсь не быть вам в тягость.] Гал. 6, 6; [Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим.] Фил. 4, 10—18. [Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне; вы и прежде заботились, но вам не благоприятствовали обстоятельства. 11 Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть. 12 Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. 13 Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе. 14 Впрочем вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби. 15 Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних; 16 вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду. 17 Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу.18 Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу.]
4. Священнослужители Церкви, как духовно рождающие людей для новой жизни, учащие их истинам веры и наставляющие их на путь спасения, должны по справедливости [Л. 29 об.] именоваться:
“о т ц а м и”, 1 Ин. 2, 1, 18; [Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; ...18 Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время.] Гал. 4, 19; [Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!] 1 Кор. 4, 15; [Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.]
“у ч и т е л я м и” Еф. 4, 11; [ И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями,] 1 Кор. 12, 28—29; [И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. 29 Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы?] Рим. 12, 6—7; [И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; 7 имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, - в учении;] 1 Тим. 2, 7 [ для которого я поставлен проповедником и Апостолом, - истину говорю во Христе, не лгу, - учителем язычников в вере и истине.] и 2 Тим. 1, 11; [для которого я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников.] Филм. ст. 10, [ прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих:] Деян. 7, 2. [Но он сказал: мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран,] [ Последние две цитаты добавлены позже и вписаны карандашом под строкой.— п. С. П.]
“и н а с т а в н и к а м и”. 1 Кор, 4, 15; [Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.] Евр. 13, 7 и 17. [Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. ... 17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.]
5. Все, незаконно восхищающие себе право новозаветного священства, понесут в будущем большое осуждение. Деян. 8, 18—24; [Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, 19 говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго. 20 Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. 21 Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом. 22 Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, опустится тебе помысел сердца твоего; 23 ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды. 24 Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами.] Иак. 3, 1; [Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению,] Иуд. 8—11; [ так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти. 9 Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: “да запретит тебе Господь”. 10 А сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя. 11 Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей.] 2 Петр. 2, 9—10; [ то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания, 10 а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших,] 2 Тим. 3, 8—9. [Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере. 9 Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось.]
[Л. 30]. Добавление.
Пастыри и пасомые. [ Написано и подчеркнуто карандашом. Особенно выделены последние две цитаты.— п. С. П.].
1 Кор. 12, 28—29; [И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. 29 Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы?] 3, 9; [Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение]. 14, 16. [ Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: “аминь” при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь.] [далее текст идет чернилами]: 1 Петр. 5, 1—3. [Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: 2 пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, 3 и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду;] Деян. 20, 28. [Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.] [ Далее текст до Л. 41 написан карандашом.— п. С. П.].
|