|
МИССИОНЕРСКИЙ ДНЕВНИК (Окончание. Шестнадцатый файл. Лл.: 55 — 65 об.)
[Л. 55]. 31/XII — 1925 [г.]
Село Ч у ф и л о в о.
Прибыл вместе с о. Благочинным. Побывали в сторожке священника. Направились к псаломщику. Дорогой повидались с [Анфимом? — неразб.] и Иваном Михайлов[ичем] Семечкиным, сектантом, который раньше становился на клиросе — был певчим; он изъявил свое согласие беседовать. Всех сектантов по словам семейн[ых] псаломщика около пятнадцати. Руководителем у них Александр Феодор[ович] Логинов, брат его Феодор. Жена Александра Феодоровна — православная. Гаврил Мир[ославович ?] Синьков — горячий. Беседа предполагается у Александра Феодоровича Логинова. Молитва “Отче наш”. Молятся с-[ектант]ы. М-2, Ж-2 [совершенно непонятные сокращения.— п. С. П.], один плачет. [Л. 55 об.] Еремин Аким Кузьмич сектантствующий. Беседовали об иконах, но беседа плохо развивалась и закончена не была, а перешли на рассмотрение разных вопросов. Вся беседа продолжалась до темноты.В Давыдово мы приехали в 9 часов вечера. В 10 часов я выехал из Давыдова и в 9 часов утра прибыл в Касимов, никуда не заезжая.
[Л. 56]. 8/I — 1926 г.
Беседа в Беркееве
у Ф. Я. с с-[ектанто]м из Злобина Никифором Ев[?— неразб.— п. С. П.] Балясинковым по разным предметам, а кончили т[аинством] Причащения. Среди беседы создалось положение: пришлось говорить о грехопадении первых людей, о том, что они вследствие грехопадения лишились блаженства — рая. И[исус] Христос пришел спасти людей, возстановить утерянное блаженство , открыть двери рая; значит до Христа рая не было, а был только ад.[Л. 56 об.] Сектанты: — А где же были праведники — Авраам, Исаак, Моисей, Илия и др[угие]?! Что же — ты их в ад запрятал?! Вот он что говорит!
[Л. 57] 13/I—1926 г.
Дер[евня] Семенчуково.
Вызвал о. Ник[олай] Ан[атольевич] Правдолюб[ов]. В Семенчукове две недели жил Яков Никит[ин] Кутейников и неустанно проповедовал. В результате оказалось много сочувствующих. В Семенчуково явились: о. Николай, я и псаломщик. Открыли беседу, а сектантов не было. Они совсем не являлись, т[ак] к[ак] ушли домой.Беседовали подробно: 1) Крещение младенцев; 2) Почитание святых и кратко о Кресте. Разбирались все предлагаемые вопросы.
[Л. 57 об.] 14/I—1926 г.
Беседа в селе Даневе в храме.
Около амвона был устроен помост: две длинных скамейки, а на них положили ворота. Все покрыто коврами. Мне поставили аналой и скамейку со спинкой, а собеседнику столик и скамейку. Беседовать явился один Я. Н. Кутейников. Проведены беседы: 1) О храме, 2) О изображениях и 3) О Причащении. [Л. 58] В первый раз пришлось увидеть Я. Н. таким сговорчивым. О необходимости и почитании храма он согласился. О том, что изображения повелено делать Самим Богом – согласился. Согласился и с необходимостью есть [истинную] Плоть и [истинную] Кровь Господа нашего И[исуса] Х[риста]. [Л. 58 об.] 21/I—1926 г.
Село М а л а х о в о.
Беседа в храме с с-[ектанта]ми из Чуфилова. Выступал Феодор Феодорович Логинов: 1) О храме, 2) Иконах и 3) Причащении. Ф[еодор] Ф[еодорович], не обращая внимания на пост[авленные] вопросы, говорил речь о благовествовании, называя себя благовестником. В доказательство ненужности храма привел место Евангелия об изгнании торгующих из храма. На беседе присутствовал бывш[ий] упр[авляющий] миссионер о[тец] Иона Иосифович Вихирев. [Л. 59] О с п и р и т и з м е.
1925 1/IV.
Исаии, 8, 19, 20; [И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, - тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых? 20 Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света.]Ин. 4, 13 ; [Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,]Левит, 19, 31; [Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш.]Лев. 20, 6; [И если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лице Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее.]Втор. 18, 10—1 2; [не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, 11 обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; 12 ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего;]4 Цар. 21, 1, 2, 6; [Двенадцати лет был Манассия, когда воцарился, и пятьдесят лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Хефциба. 2 И делал он неугодное в очах Господних, подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых... 6 и провел сына своего чрез огонь, и гадал, и ворожил, и завел вызывателей мертвецов и волшебников; много сделал неугодного в очах Господа, чтобы прогневать Его.] 2 Фесс. 2, 9—12. [того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, 10 и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. 11 И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, 12 да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду.] ________________________ [ Далее написано синими чернилами:]
Настоятелю храма села Малахово передано во временное пользование: 1. О спасающей Благод[ати] Божией. 2. О Св[ятой] Ц[еркви] Христ[овой]. 3. О святых и почитании храма Божия. 4. О святом Крещении. 5. О св. Миропомазании. 6. Об ист[инном] свящ[енстве] в Ц[еркви] Хр[истовой]. [ №№ 1—6 справа объединены скобкой, напротив которой написано: “Кальнев”. — п. С. П.]. 7. О хр[истианском] священстве. 8. О почитании Креста Христова. 9. О крестном знамении. 10. О необх[одимости] д[ел] хр[истианских?— неразб. одно слово.— п. С. П.] в Ц[арстве ?] Б[ожием ?]. [Л. 59 об.] [ №№ 7—11 справа объединены скобкой, напротив которой написано: “Боголюбов”. — п. С. П.]. 11. Об истин[ном] хр[истианском] поклонении и служении Богу. 12. Учение Христа о поклонении Богу в д[ухе] и ист[ине ?— неразб.]. 13. Ц[еркви] Хр[истовой] без пр[авославного] еписк[опа] б[ыть] не может. 14. Кто против Креста, тот против Христа. Слово Жизни, №№ 5, 25, 40, 48, 87, 105, 110. Оружие правды. Прав[ославная] против[о]сект[антская] книга. Боголюбова. Краткий толкователь Смолина. И от Прот. Л. В. Сапфирова “Доброе исповедание” Варжинского.
19/II—1926 г.
с [е л о] Ч у ф и л о в о.
Дом псаломщика. Инструктировал его в продолжении трех часов. ______ [Л. 60] 10/II—1926 г. с [ е л о] М а л а х о в о.
Д[ом ?] Ив[ана] Ив[ановича] Мягкова — прав[ославный]. Сект[анты] — соседи. Илья Ив[анович] Мягков. Ж[ена] Евдокия и семья. [Л. 60 об.]. В Ц[арство] Б[ожие] “И не войдет в него ничто нечистое” (Откр. 21, 22). Образец здрав[ого] уч[ения] и Доброе исповед[ание] у о. Петра._________________
У о. Диакона — Новый Завет. [Позднее написано:] Получен.____________________ Добр[ое] Испов[едание] и Катихизис у диакона Кондратьева. [ ЛЛ. 61—62 об. вырваны. Л. 62 об. был заполнен, есть следы текста. Авторская пагинация заканчивается на с. 60. Далее следуют последние в дневнике страницы, употребленные для памятных и справочных записей].[ Л. 63. В начале листа помещены загадки написанные другим почерком, не рукой о. Михаила.— п. С. П.]Дедушка мост мостит без топора и ножа. (Мороз). Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает, Он от матери рожден, сам ее рождает. (Лед). Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер). _____________
2 Петр. 1, 20. Никакого пророчества нельзя разрешить самому собой. [19 И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, 20 зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. 21 Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым]. 2 Фесс. 2, 2. “Не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, плоти слова, ни от послания, как бы нами посланного”. [1 Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, 2 не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов. 3 Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели]. ______
В Св[ященном] Предании перечисленны все подлинные книги Св[ященного] [Л. 63 об.] Писания (85 правило святых Апостолов и 60 пр[авило] Лаодикийского Собора). Было много и подложных книг: “Евангелие от двенадцати Апостолов”, “Евангелие от Фомы”, “Деяния Павла”, “Апокалипсис Петра” и др[угие].1 Кор. 14, 20. “Братья! Не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни”. Мф. 23, 34. “[Посему, вот,] Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иныя убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город”. 1 Кор. 10, 12. “[Посему,] Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть”. [Л. 64] В е т х и й З а в е т
нужен: Мф . 5, 17; [Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.]Лк. 16, 29; [Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.]24, 25—27; [Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! 26 Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? 27 И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании.] Ин. 5, 46—47; [Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. 47 Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?] Рим. 3, 31; [Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем.] 2 Петр. 3, 1—2; [Это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные; в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл, 2 чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими.] 1, 21; [Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.] 2 Тим. 3, 15—16; [Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. 16 Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,] Рим. 15, 4; [ А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду.] Деян. 24, 14; [Но в том признаюсь тебе, что по учению, которое они называют ересью, я действительно служу Богу отцов моих, веруя всему, написанному в законе и пророках,] Гал. 3, 24; [Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;] 2 Петр. 1, 19 [И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших.]. [ Последние две цитаты написаны карандашом.— п. С. П.]
[Л. 64 об.] Б Е С Е Д Ы ___________
[19]24 год
1. Ардабьево 22/IX 2. — “ — 13 и 14/Х
[19]25 год
1. Феодоровка 26/I 2. Крюково 2/II 3. — “ — 9/II 4. Селище 28/II 5. Касимов 2/III 6. Феодоровка 9/III 7. Бабенки 18/V 8. — “ — 30/V 9. Феодоровка 13/VI 10. — “ — 19/VIII 11. Крюково 9/XI 12. — “ — 16/XI 13. — “ — 21/XI 14. — “ — 14/XII 15. Чуфилово 31/XII
[19]26 год 1. Беркеево 8/I 2. Семенчуково 13/I 3. Данево 14/I 4. Малахово 27/I 5. Чуфилово 9/II 6. Малахово 10/II 7. Крюково 8. Беркеево 9. Беркеево 10. Селищах 11. Селищах [На полях справа сделана вертикальная скобка напротив №№ 8—11 и написано:] Понедельник, вторник, среда 3-й недели В[еликого] П[оста]. 12. Феодоровка 10-го 13. Феодоровка Фр. д. [?]
______________
[Л. 65]. Гал. 2, 16—21; [однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть. 17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак. 18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником. 19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, 20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. 21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.] Колос. 2, 14; [истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту;] Деян. 17, 24. [Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет].
Конкин Димитр[ий] Ив[анович]
[Л. 65 об.]
Ин. 3, 22. Иисус... крестил! [После сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил.]
Пресвятая Богородице, спаси нас.
1 Тим.4, 16; [Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя.] Рим. 11, 14; [Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?] 1 Кор. 7, 16. [Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?] Библейския чтения о настоящей истине. Трактатное общество в России. Рига, 1909. __________________ |