|
МИССИОНЕРСКИЙ ДНЕВНИК (Тринадцатый файл. Лл.: 30 об. — 46)
[Л. 30 об.]
1925 года февраля 28 дня.
Беседа в доме Федора Никифоровича Пронцева. Главное участие в беседе с Тимофеем Ив[ановичем] Андриановым, сект[антом] из д[еревни] Феодоровки, принимал Павел Арт[емьевич] Емельянов. Говорил о Предании, о крещении младенцев, о Покаянии. Беседа началась после правила причастникам и окончилась в 21/2 часа утра. [Л. 31.]
1925 года марта 1/14 дня.
Дано в Крюкове Ивану Арсентьевичу Орлову: 1. Доброе исповедание. 2. О священстве Кальнева. 3. О почитании Креста Богол[юбова]. 4. Кто против Креста, тот против Христа 2 [экземпл.] 5. О Храмах Божи[иих]. Кальнев. 6. То же. Боголюбова. 7. О поклонении Богу. Лагова 2 [экземпляра]. [Л. 31 об.] 8. О Крещении. Кальнев. 9. Иконопочитание. Кальнев. 10. О спасающ[ей] благодати. Кальнев. 11. О Покаянии. Кормчий. 12. О Причащении. Кормчий. 13. Слово Жизни, № 24, 25, 48, 67, 110. _____________________________ [Под чертой собственноручная подпись карандашом И. Орлова, подтверждающая то, что он взял на время книги.— п. С. П.] И. Орлов. Книги возвращены 19/IV с[тарого]/ст[иля] кроме Иконопоч[итания] Кальнева. Означенного Орлова инструктировал, на что пошло 3 часа времени.
[Л. 32.] 1925 г. 2/III беседа с Петр[ом] Александр[овичем] Рыбкиным о Предании, о спасении, о покаянии, Причащении и крещении младенцев. В вопросах о Предании, спасении и покаянии согласился с правосл[авным] учением. О Причащении упорно стоял на своем. О Крещ[ении] мла[денцев] — неопределенно. Беседа была в кварт[ире] о[тца] Прот[оиерея] Сергия Ан[атольевича] Правдолюб[ова] от 6 до 12 часов ночи. [ Л. 32 об.—33 об. уже перепечатаны нами сразу после Крещения, см [Л. 34]. – п. С. П.]
1925 г. Марта 9 дня.
Кальнева сборник у о[тца] Михаила Андрее[вича] Окунькова . Оставлено у Антона Ивановича Бочкова, д[еревня] Феодоровка:1. Беседа о почитании Ангелов Божиих Строева. 2. Кто против КрестаЮ тот против Христа. 3. Слово Жизни № 105. 4. Учение Христа о поклонении Богу (О Таинст[вах] и христианских обрядах). 5. Об истинном христ[ианском] покл[онении] и служ[ении] Богу. [Л. 34 об.] 6. Слово Жизни № 110. 7. Беседа о Причащении. “Кормчий”. 8. О спасающей благодати Божией. Кальнева. 9. О святом Крещении. Кальнев. 10. О святом Миропомазании. Кальнев. 11. Слово Жизни № 25. ______________________________
Селизневу А. Ив[анович]у. У о. Мих[аила] Андр[еевича] Окунь[кова] Кальнев.
[Л. 35].
9/III — 1925 [г.] Беседа в Феодоровке.
Народа собралось много. Сектанты отказались придти. Мною проведена без них беседа: 1. О Покаянии, 2. Причащении 3. и Крещении младенцев. Присутствовал и о. Мих[аил] Андр[еевич] Окуньков и матушка Мария Сергеевна. Часа через два пришли и сектанты. Беседовал Яков Никитич Кутейников. Первым его вопросом было: “вы кто?”.. (не пресвитер, п[отому] ч[то] так не зовут, а если священник, то, стало быть, ветхозаветный). Не отвечая прямо, я говорил, что ты меня знаешь. [Л. 35 об.] А когда он очень пристал, я ему сказал: “поп Селищный”. Беседовали с ним о крещении младенцев.
[Л. 36]. Когда речь Иисуса Христа понимали неправильно, Он пояснял ее: Мф. 16, 6—12. Закваска фарисейская и саддукейская. Иоанн. 4, 32. “У Меня есть пища, к[ото]рой вы не знаете...” Иоанн. 8, 21. “Куда я иду, вы не можете придти”. Когда же понимали правильно и буквально, то Он с большею силою подтверждал сказанное. Иоанн. 8, 56—58. “Авраам... рад был увидеть день Мой”. Иоанн 10, 24—39. [ Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо. 25 Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне. 26 Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам. 27 Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. 28 И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. 29 Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего. 30 Я и Отец - одно. 31 Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его. 32 Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? 33 Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом. 34 Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? 35 Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, - 36 Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий? 37 Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; 38 а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем. 39 Тогда опять искали схватить Его; но Он уклонился от рук их,] Мф. 9, 2—6. “Прощ[аются] тебе грехи твои”.
[Л. 36 об.]
1925 года 18/V.
С[ело] Бабенки.
Вызван настоятелем я и о. Сергий Правдолюбов. После вечерни мною произнесено слово о спасении. Диавол соблазнил первых людей и тем лишился блаженства. По искуплении Христом, диавол не перестал усиливаться лишить людей блаженства, стараясь лишить их общения со Христом в Св[ятой] Церкви. О. Сергий произнес слово о бытии Бога.
[Л. 37.] 1925 г. 30/ V.
Беседа в Бабенках с Яковом Никитиным Кутейниковым. 1. Таинство Причащения. Заключительное слово сказал о. Сергий Анатольевич Правдолюбов. После перерыва в 20 мин[ут] беседа о Покаянии.
[Л. 37 об. — чистый.] [Л. 38:] [Расписка Поснова, написанная рукой о. Михаила]
1925 г. Июня 5/18 [Зачеркнуто 15/28 — п. С. П.] дня получил во временное пользование: 1. Доброе исповедание. Варжинского. 2. О храмах. Боголюбов. 3. Слово Жизни № 24 и 110. 4. О священстве. Кальнева. 5. О Крещении. Кальнева. 6. Кто против Креста, тот против Христа. 7. Учение Христа о покло[нении] Богу в духе и истине. 8. “О Покаянии”. Кормчий. 9. О Кресте. Кормчий. [Л. 38 об.] 10. О почитании св. угодн[иков] Корм[чий]. 11. О храме. Богданова. 12. Слово Жизни № 6. _____________________________ Получил ПОСНОВ [подпись] [После прочтения] Книги все возвращены Пр[отоиерей] Дмитрев. [подпись].
[Л. 39]. 13/VI — 25 г.
Десятая Пятница.
По случаю Престольного праздника были в д. Феодоровке. Беседу вели на открытом воздухе. В беседе приняли участие: Алексей Иванов (из Лощинина-Ардабьева), Яков Никитин Кутейников. Беседовали о т.т. [Таинствах] Покаяния и Причащения. По окончании беседы был я на молитвенном собрании. После мол[итвенного] собрания одна из женщин спросила меня: Как я смотрю на их “Евангельскую веру”. [Л. 39 об.] Я сказал, что эта вера Евангельской и названа быть не может, п[отому] ч[то] она ни в чем не совпадает с Евангелием. Как на пример указал я на их учение о Крещении младенцев. Сектанты не возражали и Алексей Ив[анович] привел только один текст: “Неверующий муж...” Разъяснивший который, я ушел с собрания, так как меня настойчиво звал Антон Иван[ович] и было уже за полночь.
[Л. 40] 19/VIII — 25 [г.]
Ходили с Крестом по Федоровке. Был и у всех сектантов. К Тимофею зашел без званья, а Иван Феод[орович] и Яков Ники[тович] очень звали. У Ив[ана] Феод[оровича] состоялась беседа: 1. О священстве. Яков Ник. сказал, что их пресвитеры поставлены их епископом Московским Прохановым, а его поставил епископ (такой-то), а больше епископов он не знает и списки у них утеряны. 2. О поминовении умерших.
[Л. 40 об.] 1925 г. 21/IX Дана книга “Книга для назидательного чтения” Ивану Арсентьевичу Орлову, д[еревня] Крюково. 10/XI возвращена, а ему дано 15 листков разн[ого] содерж[ания].
[Л. 41] Воскресенье. 9/XI — 1925 [г.]
К р ю к о в о.
Явился по приглашению в Крюково. Ждали сектантов. Беседовать сектанты отказались за неимением разрешения. Был Алек[сей] Иванович. [ Далее текст написан пером синими чернилами.— п. С. П.]Главари: Алексей Иванович, Иван Ефимович из Копнина; из Ардабьева Иван Петрович (кажется ?— неразб.), 2—3 женщины и другие. Все они подвизались в Крюкове три недели и многих совратили. Когда они вошли в дом, где их ожидали и где был я и много слушателей, то они заявили, что собеседовать они не станут. Народ требовал от них беседы, но они упорно отказывались, [Л. 41 об.] ссылаясь на то, что у них нет на это разрешения. Приходит Предрайсовета и требует, чтобы все разошлись, т. к. никто не идет на сельское собрание. Я попросил разрешения и мне быть на собрании. Председатель любезно приглашает. До начала я говорил собравшимся, какие меры могут быть приняты в предупреждение совращения православных. Перед открыт[ием] собрания все собравшиеся просили председателя написать сектантам разрешение от Совета и тем лишить их возможности ссылаться на неимение разрешения. Председатель охотно согласился, разрешение им и было представлено.По открытии с[ельского] собрания я ушел на сектантское молитв[енное] собрание. Оно длилось до 11 часов ночи, чем сектанты хотели меня и других выжить. Когда было принесено разрешение с[ектант]ы стали [Л. 42] говорить, что собеседование не от них зависит, а от местных братьев. Т[ак] к[ак] все настойчиво требовали, то сектанты дали согласие, но, говорят, что запаситесь терпением, терпите, т. к. наше согл [асованное ?— неразб.] собрание затянется надолго. И действительно, протянули его до 11 часов ночи.Проповеди говорили: Ив[ан] Еф[имович], Ив[ан] Петр[ович], Алексей Иван[ович]. Иван Еф[имович] читал места из пророка об идолах, относя все это к иконам. Прочитал пятую гл[аву от] Матфея, не помню всю или нет. Я полагал, что он станет объяснять блаженства, а он начал говорить о том, как гнали пророков, Апостолов, и их — ев[ангельских] хр[истиан]. Как однажды, до революции, священник с урядником “накрыл” таких христиан... А кто гнал?!! — Первосвященники и священники! [Л. 42 об.] А кто Христа распял? Пилат хотел отпустить, а кто кричал: распни, распни Его? — Беднячок не кричал, — он молчал, а кричали те же первосвященники, священники и их приятели... После этой очень длинной речи начали петь, пели долго. Затем заговорил Иван Петр[ович]. Он говорил о том, что Христос послал на проповедь Своих учеников, сказав им: “Проповедуйте всей твари, и кто примет веру и крестится, спасен будет, а кто не будет иметь веры, осужден будет”. — Значит без веры нельзя и креститься, а у нас — родится ребенок, тащит его бабка к попу, а тот его и окрестит — разве это по Евангелию? Говорят: за ребенка есть поручители — кумовья: они научат его вере! А кто такие кумовья,— часто совсем не верующие. “Я знаю одного кулака, [Л. 43] которого часто приглашали в кумовья, п. ч. он постоянно дарил по четверти вина. Сам больно любил пить и других угощать, вот его постоянно и звали. А был он совсем не верующий человек... Вот какие они поручители-то...” — Надо идти по Евангелию: надо человека научить, “научите все...”, а когда он примет веру — поверит, то тогда уже крестить. А такое крещение — не крещение: лучше бы его не было... Затем пение. Алексей Иванович говорил на текст: “Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился”(Еф. 2, 8). — Вот, милые друзья, вы спасены! Знает ли кто из вас, что вы спасены? А ведь Господь спас вас; лишь вы-то этого, кажется, не знаете... Вы слышали, как Он спас вас, чем спас вас — благодатью! Ах, какое милое, приятное словечко! [Л. 43 об.] Да, вы спасены милостью Господа, а не за свои дела; дела ваши ничего не значат в спасении, и только милость Господа, да ваша вера. Вы спасены благодатью через веру. Вам остается только поверить, что вы спасены, а вы и этого не хотите сделать. Поверьте — только поверьте, и вы спасены! Не хотите верить — ваша вина, никто кроме вас в этом не виноват. Представьте себе, что всех нас заперли вот в этой комнате и объявили, что все мы будем преданы смерти. Какой ужас, какая скорбь! Но вот проходит некоторое время — отворяется дверь и всем объявляется: — Вы помилованы, дверь отворена — выходите! За кого мы сочли бы того человека, который не поверил бы тому, что все помилованы и не пошел бы в отворенную дверь?.. Враг рода человеческого — диавол постарался отвлечь вас от веры, а через то лишить вас и спасения. Он внушил, [Л. 44] что можно и без веры: нужно только покупать человека-ребенка в воде и он станет христианином, и ничего ему больше не надо. Диавол все меры принял к тому, чтобы вера была только “поминальной” и христианство было все “поминальным”. Человека когда-то назвали христианином и он успокоился, и настолько успокоился, что сам о себе не знает: верующий он или не верующий, и во что ему надо верить. Мы призываем всех вас поверить Господу Иисусу Христу, поверить в то, что Он спас вас благодатью чрез веру. ____________ #
О том, что нужны и добрые дела, не было сказано ни слова. После проповеди [было] пение, затем читали опять те же три молитвы. Молитвенное собрание закончилось в 11 часов ночи. Оно было объявлено закрытым и сектанты просили хоть на минуту всех выйти.[Л. 44 об.] Между прочим: во время молитвенного собрания один из православных, видя меня стоящим, приставал к сект[антам], что они невежливы по отношению ко мне: не могут предложить мне места. Приставал очень настойчиво, так что мне пришлось просить его оставить их в покое. Мне принесена была скамейка. После перерыва мне предложили место за столом (около лампы). Начались обычные переговоры: о чем говорить, по скольку минут говорить и прочее... [Далее “Затем я призвал” зачеркнуто.— п. С. П.] Сектанты, не давши мне поговорить о молитве, сами зачитали свои молитвы. По окончании их молитвы я обратился ко всем с приглашением помолиться молитвой, данной людям Самим Господом, и запели “Отче наш”. Пели все, пели и сектанты. # После речи Алексея опять стал говорить Иван Ефимович, как бы продолжая речь Алексея. Не помню хорошо, как он сказал, но говорили о богаче и Лазаре. [Л. 45] Видимо, как раз хоронили в Касимове богача: — Во всех церквах звон, несут богато украшенный гроб, за гробом идут кареты, а впереди попов, попов!.. Похоронили. Сколько роздано было калачей, какие богатые поминки, сколько сорокоустов было заказано, а все ни к чему — богатый оказался в муках... А умрет “беднячок”, какие ему похороны — никаких, а смотришь: он с Лазарем на лоне Авраамовом.... ____ ____________ После молитвы я заявил, что сперва скажу по поводу произнесенных речей. О первой речи Ив[ана] Еф[имовича] я сказал , что о ней говорить нечего, все читаемые места говорят о идолопоклонниках и идолах. Идолопоклонников здесь нет, а потому все это говорилось, очевидно, по недоразумению.Относительно гонения со стороны первосв[ященников] и свящ[енников] я ничего не говорил : упустил из вида.[Л. 45 об.] Речь Ив[ана] Петр[овича] я назвал однобокой, п[отому] ч[то] он не выяснил как быть с теми, кто не может выразить своей веры. Как быть с расслабленными, глухонемыми, младенцами?! Можно ли их крестить? Если нельзя, то все они погибли. Ведь Сам Господь сказал: “Кто не родится свыше, не может увидеть Царства Божия...” Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие. Рожденное от плоти есть плоть (Ин. 3, 3,5,6), а “плоть и кровь не могут наследовать Царства Божия”(1 Кор. 15, 50). ............................................................................................ На речь Алексея Ивановича мною было кратко сказано, что человек одною верою оправдаться не может. 1 Кор. 13, 2; [Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто.] Иак. 2, 14—26 [ Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? 15 Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, 16 а кто-нибудь из вас скажет им: “идите с миром, грейтесь и питайтесь”, но не даст им потребного для тела: что пользы? 17 Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. 18 Но скажет кто-нибудь: `ты имеешь веру, а я имею дела’: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. 19 Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. 20 Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? 21 Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? 22 Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? 23 И исполнилось слово Писания: `веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим’. 24 Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? 25 Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? 26 Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.] и друг[ие места Священного Писания].Беседа была о необходимости крещения и для младенцев. Т[ак] к[ак] многие требовали говорить об иконах и поклонении [Л. 46] пред ними, то кратко говорилось и об этом. Когда речь шла об иконах, Алексей Иванович не сказал ни одного слова, а Иван Еф[имович] все толковал об идолах. Беседу закончили в 3 1/2 часа, когда большинство разошлись.
|